В Толковом словаре Ефремовой про ошибки сообщается следующее: «Ошибка — это то, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания; неправильность в действиях, поступках, суждениях, мыслях; погрешность в написании слова». Как видим, слово это многозначное, но только ошибки в значении «неправильность в действиях, поступках, суждениях, мыслях» движут нами в поисках смысла жизни и ведут нас к жизненной мудрости.
По-моему, каждый литературный герой идет этой же дорогой. Например, Пьер Безухов — главный герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Писатель показывает его в постоянных поисках смысла жизни, в желании обрести себя, свое место, быть полезным обществу. Конечно, на этом пути Пьер как никто совершал ошибки и промахи, но они не сделали его хуже, наоборот, приобретя жизненный опыт, Пьер пришел к идеям декабризма, которые были передовыми в то время.
В начале романа перед нами предстает растерянный молодой человек, потому что его положение в высшем обществе туманно, взгляды на жизнь неопределенные, цель неясна. Он умный, наблюдательный, искренний, но излишне мягок, легко поддается чужому влиянию. Первым его заблуждением было увлечение бонапартизмом. Он даже признается, что желает если не «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...» Очень скоро он разочаровывается в своем убеждении, потому что собствен-ными глазами увидел, что Наполеон принес в Россию не идеи равенства и братства, а разруху, смерть, насилие, кровопролитие.
Ошибся Пьер и в своей избраннице, навязанной Ку- рагиными. Женитьба на Элен превратилась в настоящий кошмар для Пьера. Элен не дала Пьеру ни счастья, ни устроенной семейной жизни, ни того тепла, о котором мечтал Безухов, ведь у него никогда не было настоящей семьи, он сам был незаконнорожденным, «ошибкой молодости» князя Безухова.
После развода в Пьере растет недовольство самим собой, он стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни и приходит в масонство. Здесь он надеется получить ответы на мучившие его вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» Но желание «переродить порочный род человеческий» так и осталось всего лишь желанием, несмотря на то что Пьер Безухов всеми силами ищет возможности для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.
Его преобразования в деревне не приносят тех плодов, о которых мечтал Пьер, масонство распадается на братства, в их среде царит ханжество, лицемерие, карьеризм, и Пьер понимает, что и этот путь ошибочный. Это приводит Пьера к разрыву с масонами, его душевное состояние снова в смятении, тоске и отчаянии.
Кажется, Пьер снова в жизненном тупике. Вопросы «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» бередят заблудшую душу Пьера и не дают ему покоя. И эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.
Желая быть полезным Отчизне, но не будучи военным, как его друг Андрей Болконский, Пьер формирует на свои средства полк и берет его на обеспечение. Он пытается быть полезным на поле Бородина, но только там осознает масштаб происходящей с ним личной драмы. Его кумир Наполеон — виновник всех народных бедствий, и Безухов остается в Москве с целью убить Бонапарта. Именно в Москве с Безуховым происходит то, что мы можем назвать «мостиком между опытом и мудростью». Не думая о собственной безопасности, Пьер защищает женщину от грабителей, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. Попав в плен, сближается с Платоном Каратаевым, который помог Пьеру снова обрести себя, поверить в то, что мир создан для добра, свободы, равенства и братства. Именно в страшных условиях плена Пьер узнал «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде», он «...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...» И этот путь из тьмы заблуждений и ошибок вывел его к декабристам.
Всю свою сознательную жизнь Пьер Безухов искал ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» Он искал его «в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». Герой искал, обманывался, разочаровывался, но в конце пути пришел к идеям декабристов, вступил в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.
Таким образом, мы видим, что книга, указывая на ошибки литературного героя, помогает читателю понять, кто он есть на самом деле, осознать собственную цель жизни, понять, где зло, а где добро. На примере чужих поступков и последствий формируется не только наш читательский, но и жизненный опыт. Словом, литература учит не только переживать и сопереживать, но и направлять силу человеческого сознания на созидание прекрасного, на благо человечества.