A+ A A-

Ошибки — мост между опытом и мудростью. Сочинение ЕГЭ

 

В Толковом словаре Ефремовой про ошибки сообща­ется следующее: «Ошибка — это то, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накоп­ленные знания; неправильность в действиях, поступ­ках, суждениях, мыслях; погрешность в написании слова». Как видим, слово это многозначное, но только ошибки в значении «неправильность в действиях, по­ступках, суждениях, мыслях» движут нами в поисках смысла жизни и ведут нас к жизненной мудрости.

По-моему, каждый литературный герой идет этой же дорогой. Например, Пьер Безухов — главный герой ро­мана-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Писатель показывает его в постоянных поисках смысла жизни, в желании обрести себя, свое место, быть полезным обще­ству. Конечно, на этом пути Пьер как никто совершал ошибки и промахи, но они не сделали его хуже, наобо­рот, приобретя жизненный опыт, Пьер пришел к идеям декабризма, которые были передовыми в то время.

В начале романа перед нами предстает растерянный молодой человек, потому что его положение в высшем обществе туманно, взгляды на жизнь неопределенные, цель неясна. Он умный, наблюдательный, искренний, но излишне мягок, легко поддается чужому влиянию. Первым его заблуждением было увлечение бонапартиз­мом. Он даже признается, что желает если не «произве­сти республику в России, то самому быть Наполео­ном...» Очень скоро он разочаровывается в своем убеж­дении, потому что собствен-ными глазами увидел, что Наполеон принес в Россию не идеи равенства и братства, а разруху, смерть, насилие, кровопролитие.

Ошибся Пьер и в своей избраннице, навязанной Ку- рагиными. Женитьба на Элен превратилась в настоя­щий кошмар для Пьера. Элен не дала Пьеру ни счастья, ни устроенной семейной жизни, ни того тепла, о кото­ром мечтал Безухов, ведь у него никогда не было на­стоящей семьи, он сам был незаконнорожденным, «ошибкой молодости» князя Безухова.

После развода в Пьере растет недовольство самим со­бой, он стремится найти применение своим силам и спо­собностям в других сферах жизни и приходит в масон­ство. Здесь он надеется получить ответы на мучившие его вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо лю­бить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» Но желание «переродить порочный род человеческий» так и осталось всего лишь желанием, несмотря на то что Пьер Безухов всеми силами ищет возможности для во­площения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.

Его преобразования в деревне не приносят тех пло­дов, о которых мечтал Пьер, масонство распадается на братства, в их среде царит ханжество, лицемерие, карь­еризм, и Пьер понимает, что и этот путь ошибочный. Это приводит Пьера к разрыву с масонами, его душевное состояние снова в смятении, тоске и отчаянии.

Кажется, Пьер снова в жизненном тупике. Вопросы «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» бередят заблудшую душу Пьера и не дают ему покоя. И эта не­прекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.

Желая быть полезным Отчизне, но не будучи воен­ным, как его друг Андрей Болконский, Пьер формирует на свои средства полк и берет его на обеспечение. Он пы­тается быть полезным на поле Бородина, но только там осознает масштаб происходящей с ним личной драмы. Его кумир Наполеон — виновник всех народных бедст­вий, и Безухов остается в Москве с целью убить Бона­парта. Именно в Москве с Безуховым происходит то, что мы можем назвать «мостиком между опытом и мудро­стью». Не думая о собственной безопасности, Пьер за­щищает женщину от грабителей, заступается за поме­шанного, спасает из горящего дома ребенка. Попав в плен, сближается с Платоном Каратаевым, который по­мог Пьеру снова обрести себя, поверить в то, что мир создан для добра, свободы, равенства и братства. Имен­но в страшных условиях плена Пьер узнал «то спокой­ствие и довольство собой, к которым он тщетно стре­мился прежде», он «...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человече­ских потребностей...» И этот путь из тьмы заблуждений и ошибок вывел его к декабристам.

Всю свою сознательную жизнь Пьер Безухов искал ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» Он искал его «в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвова­ния, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». Герой искал, обманывался, разочаровывался, но в конце пути пришел к идеям декабристов, вступил в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.

Таким образом, мы видим, что книга, указывая на ошибки литературного героя, помогает читателю по­нять, кто он есть на самом деле, осознать собственную цель жизни, понять, где зло, а где добро. На примере чужих поступков и последствий формируется не только наш читательский, но и жизненный опыт. Словом, ли­тература учит не только переживать и сопереживать, но и направлять силу человеческого сознания на созидание прекрасного, на благо человечества.

 

  • Сочинения ЕГЭ на тему: Опыт и ошибки

    • «И опыт, сын ошибок трудных...»(А.С. Пушкин). Сочинение ЕГЭ: Опыт и ошибки (983)

        Размышляя над гениальными строчками Пушкина, в первую очередь спрашиваешь себя: что такое опыт? Опыт — это наши знания, умения, то, что накоплено нами на жизненном пути, что помогает нам в реально­сти. И приходишь к выводу, что нельзя прожить жизнь, не совершив ошибок. Наши ошибки — это тоже опыт, то, без чего обойтись невозможно. Анализируя свои ошибки,...

      Подробнее...

    • Есть ли в жизни непростительные ошибки?. Сочинение ЕГЭ (961)

        Общеизвестный факт: люди совершают ошибки. Ви­димо, без этого невозможно развитие жизни, общества и каждого из нас в отдельности. Вероятно, нужен боль­шой и правильный жизненный опыт, чтобы, делая пра­вильный выбор, не оступаться на долгом жизненном пу­ти. Но есть ошибки непоправимые, такие, которые че­ловек и сам себе не сможет простить...

      Подробнее...

    • На ошибках учатся. Сочинение ЕГЭ (866)

        Каждый из нас совершал ошибки. И не только на диктанте или контрольной, но и в жизни. Каждый из нас потом размышлял о своих и чужих ошибках, нахо­дил что-то общее, подчеркивал личное, но именно про­цесс осознания своих ошибок делает нас лучше. Не зря же в народе столько сложено пословиц и поговорок на эту тему! «На ошибках учатся», «Не ошибается лишь тот, кто...

      Подробнее...

    • Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Сочинение ЕГЭ (1228)

        Все люди совершают ошибки. Затем пытаются их исправить, что-то переделывают, это не всегда получа­ется, процесс затягивается, и приходится переживать, мучиться, уверять себя, что в следующий раз обяза­тельно будет, как в пословице «сто раз отмерь, один от­режь». Проходит время, и все повторятся снова. Но тот, кто ничего не делает, не ошибается. Да, можно всю...

      Подробнее...

    • Ошибки — мост между опытом и мудростью. Сочинение ЕГЭ (791)

        В Толковом словаре Ефремовой про ошибки сообща­ется следующее: «Ошибка — это то, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накоп­ленные знания; неправильность в действиях, поступ­ках, суждениях, мыслях; погрешность в написании слова». Как видим, слово это многозначное, но только ошибки в значении «неправильность в действиях, по­ступках,...

      Подробнее...

    • Связаны ли жизненные ошибки и духовная деградация человека?. Сочинение ЕГЭ (827)

        Весь школьный опыт чтения лучших произведений русской классики убеждает в том, что человек должен всю свою жизнь духовно расти, развиваться и совершен­ствоваться. Именно так и живут многие любимые лите­ратурные герои. Но русская литература показывает и ужасающие примеры духовной нищеты, деградации личности. Безусловно, причин для нравственного паде­ния может быть...

      Подробнее...

    • Сочинение ЕГЭ. Опыт и осознание ошибок как путь нравственного перерождения личности (826)

        Случается ли так, что человек, приобретая опыт, со­вершает столь серьезные, непоправимые ошибки, кото­рые исправить уже невозможно? Вероятно, на сложном жизненном пути подобное соотнесение опыта и ошибок встречается весьма часто. Можно ли избежать роковых ошибок благодаря опыту? Над этим сложнейшим фило­софским вопросом рассуждает великий...

      Подробнее...

    • Сочинение ЕГЭ: Опыт и ошибки. « И опыт, сын ошибок трудных...» (782)

        Часто в нашей жизни можно услышать словосочета­ния «опытный человек», «опытный специалист», «опытный мастер» и т.д. Эти словосочетания имеют оп­ределенный положительный оттенок, и нам кажется, что только тот человек, который имеет большое, длин­ное прошлое (т.е. старшее поколение), может считаться опытным. На самом деле, это не так. Недостаточно про­жить долгую...

      Подробнее...

    • Сочинение ЕГЭ: Опыт и ошибки. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика». (1056)

        Человек рождается, растет, взрослеет. По мере взрос­ления он приобретает знания, познает окружающий мир, набирается опыта. Опыт помогает человеку учить­ся жить. Но очень часто опыт набирается путем ошибок и проб. Говорят, что на ошибках учатся. Мы не всегда заду­мываемся над этими словами. Так устроен человек, что пока сам не познает, не увидит, не...

      Подробнее...

    • Существует ли искусство ошибаться?. Сочинение ЕГЭ: Опыт и ошибки (924)

        Нечасто мы задумываемся над тем, почему один че­ловек, кажущийся сильным и уверенным в себе, при первой же ошибке или неудаче отказывается от какого- либо дела, идеи, пасует перед трудностями? А другой, на первый взгляд, слабый и нерешительный, идет не­сгибаемо вперед к своей высокой цели и становится по­бедителем? Вероятно, ответ на этот вопрос кроется...

      Подробнее...