Все люди совершают ошибки. Затем пытаются их исправить, что-то переделывают, это не всегда получается, процесс затягивается, и приходится переживать, мучиться, уверять себя, что в следующий раз обязательно будет, как в пословице «сто раз отмерь, один отрежь». Проходит время, и все повторятся снова. Но тот, кто ничего не делает, не ошибается. Да, можно всю жизнь пролежать на диване. Тогда точно будет без ошибок! Или, может быть, это и будет самом большой ошибкой?
По-моему, на этот вопрос уже есть ответ в нашей литературе. Это роман И.А. Гончарова «Обломов», главный герой которого всю жизнь лежит себе на диване или спит сладко в кровати. Он никому не причиняет вреда, только мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Даже слуг Илья Ильич не может заставить навести порядок в квартире! Не барин, а «божий одуванчик». Но его физическое бездействие — это самая большая ошибка в жизни, болезнь, и симптомы этой болезни заключаются в абсолютном равнодушии ко всему, что делается на свете. Даже внешность у героя такая («Обломов как-то обрюзг не по летам... Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины»), что понимаешь — надо что-то делать, потому что потом ошибку не исправишь.
Конечно, мы понимаем, что причина этого бездействия — происхождение и детство Обломова. Многочисленные няньки, мамки, гувернеры приучили Илюшу к тому, что все за него должны делать другие. В Обломов- ке все господа так жили, там царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Однако, став взрослым, Илья Ильич должен был понять, что его образ жизни неправильный, и выбрать другой путь. Предпосылки для этого были (Обломов — умный, образованный человек), да и начальный импульс (Ольга Ильина) тоже. Но Обломов не сумел победить в себе лень и праздность, поэтому остановился в духовном развитии. Он не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. Его деньгами, расположением, состоянием распоряжаются все кому не лень. Безобидно прожив жизнь, Обломов никому зла не сделал, но и добра тоже.
Обломову в романе противопоставлен Штольц: «немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская...». Гончаров подчеркивает, что в Штольце больше русского, чем немецкого, чтобы убедить читателя, что все в руках самого человека, а не зависит от его происхождения и состояния. От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», от матери — чувство прекрасного, любовь к искусству, красоте. Практический ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу добиться успеха, несмотря на то что этот путь не был прямым и гладким. Он «служил, вышел в отставку» совсем молодым, значит, в службе разочаровался, понял вовремя, что это не его. Потом «занялся своими делами, нажил дом и деньги, ... выучил Европу, как свое имение, ... видел Россию вдоль и поперек, ... ездит в свет». Он не мечтатель, не человек риска, наоборот, говорит Гончаров, он «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. Но он постоянно что-то делает, поэтому все ошибки, которые случаются, воспринимает как «перст указующий».
Штольц отступился от нравившейся ему Ольги, потому что его друг тоже в нее влюбился. Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Ольга любит того Обломова, которого создала сама в своем воображении, который в ее представлении должен быть похожим на Штольца. Оба они ждут друг от друга невозможного: она от него — деятельности, воли, энергии; он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они ошибаются, обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому конец их любви неизбежен... Ольга выходит замуж за Штольца.
Как видим, прожить жизнь так, чтобы не делать ошибок, нельзя. Но и жить так, чтобы бояться ошибиться и ничего не делать, нельзя. Такая позиция не принесет счастья никому.