A+ A A-

«Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества.

Сложность и изменчивость взаимоотношений между ра­зумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий — от фактического их отождествления до абсолютного противопоставления. К примеру, если мы говорим об эпохе классицизма в на­шей литературе, то имеем в виду противопоставление разума чувствам. Пришедший ему на смену сентимен­тализм, наоборот, во главу угла ставил чувственность, отодвигая научное познание мира на второй план. Толь­ко в мифологическом сознании эти два способа освоения человеком мира были тождеством. В целом же взаимо­отношения разума и чувств могут расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут к подав­лению специфических законов освоения действительно­сти путем научного познания или чувственного воспри­ятия. О таких крайностях свидетельствуют классицизм и сентиментализм в нашей литературе.

Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в ХУ1-ХУН веках. В основе классицизма лежат идеи ра­ционализма. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стре­мится распознать только существенные, типологиче­ские черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Кроме того, эстетика классицизма придавала огромное значение общественно-воспитательной функ­ции.


Обратимся, например, к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Само название комедии относит нас к ука­зу Петра I, который запрещал неученым дворянам слу­жить и жениться, называя таких молодых людей «не­дорослями». Митрофанушка — тот самый «недоросль», который бесполезен Отечеству. Но не о нем здесь пойдет речь, а о Стародуме, дяде Софьи, который бросил все и уехал в Сибирь, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», не мог, а теперь возвраща­ется и пытается устроить судьбу племянницы. Он не спрашивает Софью о ее чувствах, и Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, соглашается с его во­лей. Видимо, они оба считают, что «голова должна вос­питать сердце», поэтому никаких других вариантов не допускают. Счастье Софьи, что ее выбор совпал с дя­дюшкиным, а ведь могло быть и иначе... Так вот, все бе­седы Стародума (с Правдиным, Милоном, Софьей) — это пример того, как «голова воспитывает сердце». Беседуя с Софьей о добродетели, Стародум объясняет племянни­це, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Говоря о семейной жизни, он поучает, что муж и жена должны понимать друг друга, поддер­живать, если они любят друг друга, то любовь эта долж­на быть дружеской. Конечно, мы понимаем, что без правды и благонравия нельзя жить, что залог благосос­тояния государства — достойные, честные, образован­ные, воспитанные люди. Но хочется, чтобы и искрен­ним чувствам в этом обществе нашлось соответствующее место.

Человечество часто идет путем крайностей. Вот и в эпоху сентиментализма выдвигаются, в противовес классицизму, идеи «естественного», «чувствительного» человека. Писатели-сентименталисты исходили из того, что человек — творение природы — от рождения обла­дает задатками «естественной добродетели» и «чувстви­тельности». Теперь не разум, а степень чувствительно­сти определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Поэтому на литературной сцене появля­ются не государственные мужи с их проповедями об об­разованности, а крестьянки, которые «тоже умеют лю­бить». Такой героиней стала Лиза из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Будучи по происхождению выходцем из третьего сословия, она влюбилась, на свою беду, в молодого дворянина Эраста. Конечно, ее внут­ренний мир не уступал по своему богатству и чистоте чувств образованному и воспитанному в дворянской среде Эрасту, но даже превосходил его. Однако умом Лиза должна была понимать, что никогда они не соста­вят счастье друг другу, но слушалась только сердца. А «голова должна воспитывать сердце», потому для дос­тижения счастья не было тех предпосылок, которые увидел бы человек со светлым умом. В итоге — личная трагедия, которая сделала несчастными еще и преста­релую мать, рассказчика, да и самого Эраста.

Конечно, все мы несовершенны, в нас от природы за­ложено добро и зло, разумное начало и чувственная сто­рона, но мы не должны идти на поводу только у разума или только у сердца, мы должны искать единодушия. Совершая дурные и добрые поступки, испытывая благо­родные и низкие чувства, мы обязаны анализировать каждый прожитый день и стремиться к самосовершен­ствованию. И пусть «просвещенный разум облагоражи­вает нравственные чувства», а голова воспитывает серд­це, как говорил немецкий писатель-мыслитель XVIII века Ф. Шиллер.

загрузка...
  • Сочинения ЕГЭ на тему: Разум и чувства

    • «Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

      Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества. Сложность и изменчивость взаимоотношений между ра­зумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий — от фактического их отождествления до абсолютного противопоставления. К примеру, если мы говорим об эпохе классицизма в на­шей литературе,...

    • «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (Л. Толстой). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

        На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек 16 мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия, сдерживать излишние эмоции, предостере­гать человека от необдуманных поступков. Разум все всегда взвешивает. А чувство — это высшая форма эмо­ционального отношения человека ко всему, что его ок­ружает. Что важнее для человека: разум или чувство? Как...

    • «Может ли разум остановить чувства влюбленного?» (А.И. Куприн). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

        Любовь — одно из самых светлых человеческих чувств и одновременно столь сильная стихия, что может она человека и до небес вознести, и жизни лишить. Ка­кой же она должна быть: рассудочной, насколько это возможно, или же чувства могут так захватить даже ра­зумного человека, что он готов на безумные и отчаянные поступки? «Любовь должна быть трагедией, величайшей тай­ной в мире», — читаем в...

    • «Прислушайтесь к своим чувствам, не заглушайте их холодным разумом» (А.П. Чехов). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

        Можно ли разрушить чужую жизнь ради своих ис­кренних чувств? Имеет ли влюбленный человек на это право, зная, что причинит невыносимые страдания близким людям, разрушит чужую семью, отлаженный и устоявшийся быт? Хватит ли сил на столь отчаянную перемену в жизни? Безусловно, каждый, считающий себя порядочным, честным и рассудочным, будет заду­мываться о последствиях своего чувства. И чаще всего не...

    • «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский). Сочинение ЕГЭ

      Человек — существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум — это «высшая сту­пень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыс­лить» противопоставлен чувству, трактуемому как «со­стояние, в котором человек способен...

    • «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Сочинение ЕГЭ

        Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При...

    • Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства. Сочинение ЕГЭ

        Каждый из живущих на земле рано или поздно, час­то или крайне редко вступает в конфликт с окружаю­щим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный компромисс, на душевную теп­лоту и возможность прощения. Таких людей немного. Но еще меньше тех, кто выходит победителем из слож­нейших внутренних конфликтов личности. В основе серьезных внутренних противоречий, как правило,...

    • Разум — счастливый дар человека или его проклятие. Сочинение ЕГЭ

        Разум — сила человека, которая правильно указыва­ет жизненный путь, не дает оступиться в сложных об­стоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассу­ждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радо­сти. Но всегда ли столь положительное влияние оказы­вает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он ин­дивида того, что называется чувством, не...

    • Сочинение ЕГЭ: Разум и чувства. «Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства» (Демокрит)

      «Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется», — утверждал Ф. Ларошфуко. Наверное, он был прав, потому что безрассудных людей благоразумию учат несчастья, а движущая сила всякого развития — это борьба внутренних противоречий, борь­ба между рациональным и эмоциональным, то есть ме­жду разумом и чувствами. Для того чтобы добиваться жизненно важных целей, необходимо быть...

    • Сочинение ЕГЭ: Разум и чувства. «Ум с сердцем не в ладу» (А.С. Грибоедов)

      Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действи­тельность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к дру­гим людям, к своей личности. Одни...