A+ A A-

«Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества.

Сложность и изменчивость взаимоотношений между ра­зумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий — от фактического их отождествления до абсолютного противопоставления. К примеру, если мы говорим об эпохе классицизма в на­шей литературе, то имеем в виду противопоставление разума чувствам. Пришедший ему на смену сентимен­тализм, наоборот, во главу угла ставил чувственность, отодвигая научное познание мира на второй план. Толь­ко в мифологическом сознании эти два способа освоения человеком мира были тождеством. В целом же взаимо­отношения разума и чувств могут расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут к подав­лению специфических законов освоения действительно­сти путем научного познания или чувственного воспри­ятия. О таких крайностях свидетельствуют классицизм и сентиментализм в нашей литературе.

Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в ХУ1-ХУН веках. В основе классицизма лежат идеи ра­ционализма. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стре­мится распознать только существенные, типологиче­ские черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Кроме того, эстетика классицизма придавала огромное значение общественно-воспитательной функ­ции.


Обратимся, например, к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Само название комедии относит нас к ука­зу Петра I, который запрещал неученым дворянам слу­жить и жениться, называя таких молодых людей «не­дорослями». Митрофанушка — тот самый «недоросль», который бесполезен Отечеству. Но не о нем здесь пойдет речь, а о Стародуме, дяде Софьи, который бросил все и уехал в Сибирь, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», не мог, а теперь возвраща­ется и пытается устроить судьбу племянницы. Он не спрашивает Софью о ее чувствах, и Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, соглашается с его во­лей. Видимо, они оба считают, что «голова должна вос­питать сердце», поэтому никаких других вариантов не допускают. Счастье Софьи, что ее выбор совпал с дя­дюшкиным, а ведь могло быть и иначе... Так вот, все бе­седы Стародума (с Правдиным, Милоном, Софьей) — это пример того, как «голова воспитывает сердце». Беседуя с Софьей о добродетели, Стародум объясняет племянни­це, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Говоря о семейной жизни, он поучает, что муж и жена должны понимать друг друга, поддер­живать, если они любят друг друга, то любовь эта долж­на быть дружеской. Конечно, мы понимаем, что без правды и благонравия нельзя жить, что залог благосос­тояния государства — достойные, честные, образован­ные, воспитанные люди. Но хочется, чтобы и искрен­ним чувствам в этом обществе нашлось соответствующее место.

Человечество часто идет путем крайностей. Вот и в эпоху сентиментализма выдвигаются, в противовес классицизму, идеи «естественного», «чувствительного» человека. Писатели-сентименталисты исходили из того, что человек — творение природы — от рождения обла­дает задатками «естественной добродетели» и «чувстви­тельности». Теперь не разум, а степень чувствительно­сти определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Поэтому на литературной сцене появля­ются не государственные мужи с их проповедями об об­разованности, а крестьянки, которые «тоже умеют лю­бить». Такой героиней стала Лиза из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Будучи по происхождению выходцем из третьего сословия, она влюбилась, на свою беду, в молодого дворянина Эраста. Конечно, ее внут­ренний мир не уступал по своему богатству и чистоте чувств образованному и воспитанному в дворянской среде Эрасту, но даже превосходил его. Однако умом Лиза должна была понимать, что никогда они не соста­вят счастье друг другу, но слушалась только сердца. А «голова должна воспитывать сердце», потому для дос­тижения счастья не было тех предпосылок, которые увидел бы человек со светлым умом. В итоге — личная трагедия, которая сделала несчастными еще и преста­релую мать, рассказчика, да и самого Эраста.

Конечно, все мы несовершенны, в нас от природы за­ложено добро и зло, разумное начало и чувственная сто­рона, но мы не должны идти на поводу только у разума или только у сердца, мы должны искать единодушия. Совершая дурные и добрые поступки, испытывая благо­родные и низкие чувства, мы обязаны анализировать каждый прожитый день и стремиться к самосовершен­ствованию. И пусть «просвещенный разум облагоражи­вает нравственные чувства», а голова воспитывает серд­це, как говорил немецкий писатель-мыслитель XVIII века Ф. Шиллер.