A+ A A-

«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Сочинение ЕГЭ

 

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анали­зировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают че­ловека, что приводит зачастую к трагедии. Например, герой романа И.С. Тургенева Евгений Базаров, ниги­лист, отрицающий все на свете, сильная личность, спо­собная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил. Он от­рицал романтизм, любовь, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка изба­виться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели.

Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философи­чен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что человек не должен по­давлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писа­теля, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, во­ля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бес­страшием на полях сражений можно только восхищать­ся. Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он оста­ется на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат. Но у князя Андрея есть свои не­достатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи. Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже. Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в ре­зультате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Бе­линский, считают, что разум и чувства не противопос­тавлены друг другу, а должны быть в равновесии, гар­монии, потому что именно они составляют основу единого целого — человеческой личности.

 

загрузка...
  • Сочинения ЕГЭ на тему: Разум и чувства

    • «Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

      Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества. Сложность и изменчивость взаимоотношений между ра­зумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий — от фактического их отождествления до абсолютного противопоставления. К примеру, если мы говорим об эпохе классицизма в на­шей литературе,...

    • «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (Л. Толстой). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

        На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек 16 мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия, сдерживать излишние эмоции, предостере­гать человека от необдуманных поступков. Разум все всегда взвешивает. А чувство — это высшая форма эмо­ционального отношения человека ко всему, что его ок­ружает. Что важнее для человека: разум или чувство? Как...

    • «Может ли разум остановить чувства влюбленного?» (А.И. Куприн). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

        Любовь — одно из самых светлых человеческих чувств и одновременно столь сильная стихия, что может она человека и до небес вознести, и жизни лишить. Ка­кой же она должна быть: рассудочной, насколько это возможно, или же чувства могут так захватить даже ра­зумного человека, что он готов на безумные и отчаянные поступки? «Любовь должна быть трагедией, величайшей тай­ной в мире», — читаем в...

    • «Прислушайтесь к своим чувствам, не заглушайте их холодным разумом» (А.П. Чехов). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

        Можно ли разрушить чужую жизнь ради своих ис­кренних чувств? Имеет ли влюбленный человек на это право, зная, что причинит невыносимые страдания близким людям, разрушит чужую семью, отлаженный и устоявшийся быт? Хватит ли сил на столь отчаянную перемену в жизни? Безусловно, каждый, считающий себя порядочным, честным и рассудочным, будет заду­мываться о последствиях своего чувства. И чаще всего не...

    • «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский). Сочинение ЕГЭ

      Человек — существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум — это «высшая сту­пень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыс­лить» противопоставлен чувству, трактуемому как «со­стояние, в котором человек способен...

    • «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Сочинение ЕГЭ

        Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При...

    • Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства. Сочинение ЕГЭ

        Каждый из живущих на земле рано или поздно, час­то или крайне редко вступает в конфликт с окружаю­щим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный компромисс, на душевную теп­лоту и возможность прощения. Таких людей немного. Но еще меньше тех, кто выходит победителем из слож­нейших внутренних конфликтов личности. В основе серьезных внутренних противоречий, как правило,...

    • Разум — счастливый дар человека или его проклятие. Сочинение ЕГЭ

        Разум — сила человека, которая правильно указыва­ет жизненный путь, не дает оступиться в сложных об­стоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассу­ждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радо­сти. Но всегда ли столь положительное влияние оказы­вает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он ин­дивида того, что называется чувством, не...

    • Сочинение ЕГЭ: Разум и чувства. «Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства» (Демокрит)

      «Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется», — утверждал Ф. Ларошфуко. Наверное, он был прав, потому что безрассудных людей благоразумию учат несчастья, а движущая сила всякого развития — это борьба внутренних противоречий, борь­ба между рациональным и эмоциональным, то есть ме­жду разумом и чувствами. Для того чтобы добиваться жизненно важных целей, необходимо быть...

    • Сочинение ЕГЭ: Разум и чувства. «Ум с сердцем не в ладу» (А.С. Грибоедов)

      Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действи­тельность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к дру­гим людям, к своей личности. Одни...