A+ A A-

Развернутый ответ по теме: Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?

«Черты характера Василия Ивановича соответствуют чертам людей того времени, спокойно ведущих свою жизнь, тихо и мир­но доживающих свой век в поместье.

Василий Иванович — герой весьма сентиментальный, но тща­тельно скрывающий свои чувства от сына, Евгения, которые он испытывает, и поэтому, слушая мнение друга Евгения, Аркадия, «глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щёки его слабо вспыхнули». Он с огромной чувствительностью, эмоциональностью и открытостью рассказывает Аркадию о сыне и трепетно слушает лестные комментарии по поводу качеств Базарова. В словах отца нет лести, фальши и лицемерия: всё, что Василий Иванович го­ворит, идёт от чистого сердца; он искренне радуется, когда Арка­дий Кирсанов хвалит Евгения. Он бескорыстный, честный чело­век. В его сердце бушует пламя огромной бескорыстной любви к своей семье, гордости за сына, уважения к жене: «я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно мать!»

Таким образом, И.С. Тургеневу, великому русскому писателю- реалисту, удалось создать героя, который вызывает только поло­жительные эмоции у читателя; героя того времени, прекрасного мужа и отца, обладающего самыми лучшими человеческими ка­чествами.

Комментарий эксперта

В целом ответ нацелен на проблему, сформулированную в во­просе: выпускник отмечает «открытость и эмоциональность» Ва­силия Ивановича Базарова, его «гордость за сына и уважение к жене». О свойственной этому герою мягкости характера, чувстви­тельности сказано: «весьма сентиментальный, но тщательно скры­вающий свои чувства от сына». Подмечена и искренность героя (« искренне радуется »).

Вместе с тем, автор работы не обратил внимания на то, что отец Базарова понимает: его сын — человек необыкновенный («подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным ар­шином»). А это позволяет говорить о нём не только как о сердеч­ном и чувствительном родителе, но и о мыслящем, прозорливом человеке. О себе он говорит: «Сын простого штаб-лекаря, кото­рый, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...».

Отметим ещё один недочёт работы — некоторую размытость вступительного тезиса. Василий Иванович отнесён к типичным ге­роям эпохи («Черты характера... соответствуют чертам людей того времени...»). Акцент на типичности героя повторяется в итого­вом выводе («...удалось создать героя... героя того времени...»). В этом случае следовало указать на время, в которое жил герой, и назвать эти типичные черты.

Речевые ошибки в работе отсутствуют.

Оценка: 2 балла + 1 балл за речевое оформление.

 

  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (941)

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (1092)

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (720)

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей,...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (935)

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (953)

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (771)

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (984)

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (719)

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по...

      Подробнее...

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (644)

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с...

      Подробнее...

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (763)

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными......

      Подробнее...