A+ A A-

Развернутый ответ по теме: В каких произведениях русских писателей рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Раскрывая проблему взаимоотношений родителей и детей, возникает вопрос о споре двух разных поколений: «младшего» и «старшего». В произведении Грибоедова «Горе от ума» прослежи­вается спор разных поколений, непонимание друг друга. Чацкий, как и Евгений Базаров, одинок по своим взглядам, пониманием мира, позициям. Оба главных героя активно отстаивают свои по­зиции и не отступают от них. Поэтому у героев других взглядов возникают противостояния. В комедии «Горе от ума» главный ге­рой вступает в конфликт с так называемым «фамусовским общест­вом», а в романе «Отцы и дети» — с представителем аристократии Павлом Петровичем Кирсановым.

Если повернуть вопрос о взаимоотношениях «отцов» и «де­тей» с иной стороны, то в романе «Отцы и дети» помимо ярких споров Евгения и Павла Петровича можно вспомнить взаимоот­ношения Евгения и его отца. В самом конце романа их отно­шения построены на доверии, теплоте друг к другу, мягкости. Прослеживается огромная любовь Василия Ивановича к База­рову. Это взаимоотношение можно сопоставить с произведением Шолохова «Судьба человека». Взаимоотношения Андрея Соколо­ва и Ванюшки строятся на взаимопонимании, огромной любви, заботе, даже несмотря на то, что Ванюшка не родной по крови, но он родной по душе.

Комментарий эксперта

Отвечая на вопрос, требующий привлечения контекста, выпуск­ник называет два произведения — комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» и рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».

Сопоставляя роман И.С. Тургенева и комедию А.С. Грибоедо­ва, экзаменуемый пишет о споре двух поколений («непонимание друг друга»), одиночестве героев (Чацкого и Базарова), связанном с их жизненной позицией («активно отстаивают свои позиции и не отступают от них» в спорах с «фамусовским обществом» и «пред­ставителем аристократии П.П. Кирсановым»). В данном случае обоснование выбора материала для сопоставления и сам сопоста­вительный анализ оказываются в тесном взаимодействии, что не снижает качества ответа.

Выбор рассказа «Судьба человека» для сопоставления с исход­ным текстом обоснован, но само сопоставление в полной мере не реализовано.

Оценка: 3 балла.

 

загрузка...
  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности до выхода в свет:...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на поводу у мнения света, который сочтёт его трусом...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей, Ленским, Татьяной). Ухаживая за Та­тьяной в 8-й главе,...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между любовью к Онегину и долгом перед семьёй она...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки зрения офицеров гвардии, он «беглый казак», вождь...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он смог увидеть поло­жительные качества в вожде...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он бросается в ноги Пугачёву, умоляя его не вешать Петру-...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Швабрин...

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с барсом герои не столько...

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными... больше всего береги и копи копейку, эта вещь...