A+ A A-

Развернутый ответ по теме: Что даёт основание отнести стихотворение А.С. Пушкина «Желание» к жанру элегии?

Стихотворение А.С. Пушкина «Желание» относится к жанру элегии. Элегия — один из основных жанров романтического на­правления в литературе. Этот жанр отражает в себе светлую грусть. Автор использует эпитеты: «унылое сердце», «несчастливая лю­бовь», «горькое наслаждение», указывающие на пребывание героя в печальном настроении. То, что печаль в стихотворении является светлою, помогают понять следующие строки: «мне слёзы утеше­нье», «душа, пленённая тоской, в них горькое находит наслажде­нье», «Мне дорого любви моей мученье». Завершает стихотворение автор строкой: «Пускай умру, но пусть умру любя!». Лирического героя не пугает смерть, так как для него ничто не важно, кроме любви. «Несчастливая любовь» настолько овладела героем, что он получает наслаждение от неё. Всё это даёт основание отнести сти­хотворение А.С. Пушкина «Желание» к жанру элегии.

Комментарий эксперта

Экзаменуемый правомерно относит элегию А.С. Пушкина к романтической лирике. В работе с опорой на текст доказывается принадлежность пушкинского стихотворения к жанру элегии, рас­крывается мир чувств лирического героя («светлая грусть»).

В работе допущена одна речевая ошибка («жанр отражает в себе светлую грусть»), которая не влияет на общую оценку рече­вого оформления ответа.

Оценка: 3 балла + 1 балл за речевое оформление.

 

  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (945)

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (1096)

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (724)

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей,...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (937)

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (955)

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (774)

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (986)

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (722)

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по...

      Подробнее...

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (645)

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с...

      Подробнее...

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (766)

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными......

      Подробнее...