A+ A A-

Развернутый ответ по теме: В каких произведениях русских поэтов тема любви к родной земле занимает центральное место и чем эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина «Русь»?

В творчестве многих поэтов важное место занимает тема Роди­ны и родного края. Это одна из тем, которая встречается у поэтов всех направлений и течений. Например, в лирике С. А. Есенина этим самым родным краем является та Русь, которая была ещё несколько веков назад. И своё чуткое отношение к этому явлению выразил в стихотворении «Русь». Красотой родных краев некогда восхищался русский поэт-символист А.А. Блок. В стихотворении «Россия» он сравнивает избы и песни «нищей России» со «слеза­ми первыми любви». Он считает её настолько красивой, что «её прекрасные черты» может «затуманить» лишь «забота». Стихотво­рение «Россия» пропитано необычайно нежной любовью автора строк к своему родному краю.

Также и в поэзии XX века эта тема является актуальной. М.И. Цветаева написала стихи «о Москве», в которых вырази­ла свой восторг от «златоглавой столицы». Во многих письмах к друзьям, таких как А.А. Ахматовой и Б.Л. Пастернаку, что Москва это её душа, город с которым гармонирует её личность. В стихах «о Москве» огромную роль играют храмы, соборы, ко­торые и стали олицетворением Москвы, как любимого края по­этессы.

Таким образом, для каждого поэта, как и для каждого челове­ка существует тот заветный уголок — родные края, к которым у них лежит душа. И отражая это в своих творениях, они дарят эту частичку своей любви читателям, которые в свою очередь прибли­жаются к своей малой родине, родному краю.

Комментарий эксперта

В ответе на вопрос указаны названия двух произведений (А.А. Блока и М.И. Цветаевой), однако выбор этих стихотворений обоснован нечётко и недостаточно убедительно.

Выпускник знает содержание стихотворения А.А. Блока «Рос­сия», но при сопоставлении со стихотворением С.А. Есенина об­ращает внимание только на «нежную любовь к родному краю» и «красоту родных краев», которую трудно заметить в стихотворе­нии А.А. Блока: «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «серые избы» и др.

Сопоставление стихотворения С.А. Есенина с цветаевскими «Стихами о Москве» достаточно поверхностно, не подкреплено нужными аргументами или цитатами.

В работе искажено название поэтического цикла М.И. Цветае­вой — стихи «о Москве» (нужно: «Стихи о Москве»). После со­поставления стихов С.А. Есенина и А.А. Блока выпускник пишет, что «также и в поэзии XX века эта тема является актуальной». Тем самым получается, что стихи Есенина и Блока написаны до XX века.

Оценка: 2 балла.

 

  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (1362)

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (1355)

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (977)

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей,...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (1148)

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (1416)

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (1038)

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (1230)

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (884)

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по...

      Подробнее...

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (750)

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с...

      Подробнее...

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (904)

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными......

      Подробнее...