A+ A A-

Развернутый ответ по теме: Как тема свободы отражена в поэзии А.С. Пушкина?

Подобно тому, как М.И. Глинка стал основоположником рус­ской классической музыки, А.С. Пушкин положил начало раз­витию русской классической литературы. В своих произведениях он отражал различные темы, поднимал всевозможные проблемы, которые и по сей день не теряют актуальность. Его творчество всегда, во все времена, будет образцом для подражания, а его пло­ды — читаемы; ведь всё то, что он вложил в свои произведения — поистине национальное достояние нашей страны.

В первой половине двадцатых годов XIX века в творчестве А.С. Пушкина важное место занимала тема свободы. Его поэзия была пронизана стремлением к вольной жизни, к свободе мнений и убеждений. В стихотворении «К Чаадаеву» очень ярко отражён протест, похожий на тот, с которым на Сенатскую площадь в де­кабре 1925 года вышли молодые дарования.

Лирический герой, обращаясь к своему товарищу, внушает ему веру в то, что идеи, которые существуют у них в голове обязатель­но станут явью. Используя сравнение «Исчезли юные забавы Как сон, как утренний туман», герой показывает всё, что их совсем недавно окружало, вмиг исчезло, превратилось в прах и навсегда испарилось. И с каждой строкой желание протеста увеличивается. Используя такие эпитеты, как «власть роковая» и «нетерпеливая душа» поэт иллюстрирует своё отношение ко власти и своё со­стояние.

Невероятной силы порыв исходит от строк:

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Желание «вольности святой» сравнивается с трепетным ожида­нием «любовника молодого минуты верного свиданья», так выра­жается их огромная надежда на свершение и его чуткое ожидание.

По моему мнению, с каждой строкой нарастает напряжение: поэт хочет кричать, это можно сказать по строкам:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Все свои «прекрасные порывы», порывы ко внутренней и внеш­ней свободе, лирический герой хочет посвятить своей Родине.

Последние пять строф являются неким призывом к вере в осуществление желания лирического героя, которое А.С. Пуш­кин ярко выразил в метафоре «звезда пленительного счастья». Наш герой верит, что его порыв к воле, свободе затронет все уголки страны и обязательно «на обломках самовластья напи­шут наши имена», то есть их протест будут помнить ещё долгие годы.

Таким образом, стихотворение «К Чаадаеву» является одним из ярких примеров, отражающих тему свободы.

До А.С. Пушкина тему поэта и поэзии поднимали многие авто­ры, но он стал первым, кто сопоставил поэта с пророком, несущего людям правду, какой она не была. В строках:

Восстань, пророк,

И виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей

также выражена тема свободы, так как по мнению А. С. Пушкина, пророк имеет свободу слова, и поэтому он должен жечь сердца людей.

А. С. Пушкин в своих лирических произведениях ярко отразил необходимость свободы как поэту, так и человеку. И вероятно это и стало поводом к тому, что эта тема до сих пор находит отраже­ние в творчестве великих русских поэтов и писателей.

Комментарий эксперта

К1. Предложенная для осмысления тема раскрывается выпу­скником на материале двух стихотворений А.С. Пушкина. Зна­чительное место в сочинении отводится анализу послания «К Чаадаеву». О «Пророке», в котором, по мнению экзаменуемого, «выражена тема свободы», сказано немного: «пророк имеет сво­боду слова, и поэтому он должен жечь сердца людей». Отметим, что приведённая цитата не соотнесена с названием и не проана­лизирована в контексте стихотворения. Итак, о понимании много­гранности понятия свободы как политической, социальной, фило­софской категорий говорить не приходится, поэтому по основному критерию «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» работа может быть оценена 2 баллами.

Укажем также на допущенную фактическую неточность («В сти­хотворении "К Чаадаеву" (1818 год!) очень ярко выражен протест, похожий на тот, с которым на Сенатскую площадь в декабре 1925(!) года вышли молодые дарования»), которая влечёт за собой лож­ный вывод: «...протест будут помнить ещё долгие годы». На са­мом деле в произведении выражен не протест, а призыв посвятить свои силы служению Отечеству, а символ «звезда пленительного счастья» становится символом свободы.

К2. В работе уместно используются теоретико-литературные понятия: «тема, проблема, лирический герой, эпитет, метафо­ра». Неточность допущена в использовании термина «строфа» («Последние пять строф являются...»). Очевидно, речь идёт о по­следней строфе, состоящей из пяти строк (стихов) и содержащей уверенность в том, что «Россия вспрянет ото сна...». Необходимо отметить также, что деление на строфы в стихотворении весьма условно, так как они графически не выделены поэтом.

К3. Анализируя послание «К Чаадаеву», автор демонстриру­ет знание текста произведения, сопровождает свои размышления цитатами. Вместе с тем, как было сказано выше, цитата из «Про­рока» введена в сочинение без должной аргументации, поэтому обоснованность привлечения текста произведения можно оценить 2 баллами.

К4. Части высказывания логически связаны между собой, од­нако поступательное развитие мысли отсутствует: до конца работы непонятно, о каком «протесте» идёт речь в сочинении и что под­разумевается под «огромной надеждой на свершение». Недостат­ком работы является также слишком растянутое вступление и не связанный с темой сочинения вывод.

К5. К речевым ошибкам отнесём следующие: «идеи, которые существуют у них в голове»; «поэт хочет кричать, это можно ска­зать по строкам»; «ярко отразил необходимость свободы, как по­эту, так и человеку»; «... а его плоды — читаемы».

Сочинение оценено 7 баллами (по пяти критериям 2, 1, 2, 1, 1).

 

  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (613)

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (736)

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (449)

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей,...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (601)

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (560)

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (464)

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (625)

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (453)

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по...

      Подробнее...

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (405)

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с...

      Подробнее...

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (456)

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными......

      Подробнее...