A+ A A-

Развернутый ответ по теме: В чём особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?

В середине XIX века люди очень интересовались внутренней жизни человека, тайнами его души. Поэтому в центре внимания писателей того периода находился человек и его богатый внут­ренний мир.

Главная особенность изображения мира героев русской лите­ратуры — психологизм, то есть способность показать то, как из­меняется душа героя. В центре разных произведений мы видим «лишних людей»: Чацкого, Онегина, Печорина, Обломова, Рудина.

У каждого писателя были свои излюбленные метода и приё­мы: у Толстого такой приём изображения назывался «диалекти­ка души», у Тургенева — внутренний и внешний психологизм, у Достоевского герой раскрывается во внутренней борьбе между разумом, теорией и чувствами.

Что касается И.С. Тургенева, то, например, в романе «Отцы и дети» в описании первой встречи Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова очень интересным примером является порт­ретная характеристика героев, в которая буквально пронизана пси­хологизмом. Мы видим красную, обветренную руку Базарова, чело­века, который много работает на воздухе, не внимателен к своей внешности, «балахон» его тоже говорит о непокорности, нежела­нии следовать канонам, традициям, свобода во всех проявлениях и нигилизм во всем. И Павел Петрович, который протягивает свою ухоженную руку, одетый в изящный костюм, очень контрастирует с Базаровым, сразу же направляя мысли читателя на то, что, ве­роятно, эти два героя и составят внутренний и внешний стержень конфликта в романе, так как в их внешнем и внутреннем обли­ке уже скрыты противоречия. Таким образом, психологическая характеристика героев помогает И.С. Тургеневу лучше не просто характеризовать своих героев, но и направлять читателей в русло своих мыслей и убеждений, которые он хотел высказать в романе.

Одними из первых, кто стал характеризовать своего героя, ис­пользуя именно приёмы психологизма, по праву можно назвать М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, которые в своих произведе­ниях («Герой нашего времени» и «Повести Белкина») стараются раскрыть внутренний мир своих героев именно с этой стороны. Далее эти традиции разовьют и продолжат Гоголь и Достоевский, душа героя станет главным объектом исследования. В своих про­изведениях авторы стараются подчинить идее «психологического раскрытия» и портретную характеристику, и пейзаж.

Особенность изображения мира героев русской литературы XIX века в том, что, составляя именно психологический портрет героя, обращая внимание на обстановку и пейзаж, они помогают тем самым читателю лучше и полнее понять не только героя про­изведения, но и самого писателя, который вкладывает свои душу и мысли в свои произведения.

 

  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (611)

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (730)

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (446)

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей,...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (596)

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (555)

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (458)

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (620)

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (448)

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по...

      Подробнее...

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (400)

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с...

      Подробнее...

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (452)

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными......

      Подробнее...