О любви писали и пишут многие авторы. Но каждый о ней говорит по-своему. Для русской литературы характерно, чтобы писатель в своём произведении показывал то, насколько серьёзно относится герой к этому чувству. Например, И.С. Тургенев преднамеренно проводил всех своих героев через «испытание любовью». И здесь важен не интимный взгляд на любовь, не просто взгляд на отношения мужчины и женщины, а именно взгляд шире. Конечно, у любви множество оттенков, но в любом случае, любовь — это то, что даёт силы или хотя бы приятные воспоминания. Но почти в каждом произведении о любви все действия протекают достаточно напряжённо и заканчиваются, как правило, трагично: «Анна Каренина», «Бедная Лиза» и многие другие.
Почему же любовь, которая должна восприниматься именно как благо, несёт в себе столько трагизма? На самом деле трагизм в описании любви — это народная традиция. Ещё в русском фольклоре, когда пели частушки о любви к милому, называли их «страданием». А когда девушку выдавали замуж даже за любимого человека, плакали. В русской деревне синонимом слова «любить» было слово «жалеть». Таким образом, акцент делается именно на печальной, мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений возводится духовное начало.
Понимание любви как высшей силы, соединяющей божественное с человеческим, характерно для литературы XX века. Особенно хорошо это можно увидеть на примере творчества Александра Куприна и Ивана Бунина. У каждого из них была своя концепция любви, но во многом они перекликаются. В любом случае писателей интересует не просто обычные взаимоотношения любящих, а именно то, какой след в душе любовь оставляет у каждого. Например, во всех произведениях И. Бунина любовь воспринимается героями как «солнечный удар», вспышка, яркое событие в жизни, воспоминание о котором остаётся на всю жизнь. В истинной любви, считает Бунин, есть что-то общее с вечной природой. Прекрасно только то чувство, которое естественно, не ложно, не выдумано. В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и тёмные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждого влюблённого есть свои «тёмные аллеи».
Множество писателей в своих книгах проверяли и будут проверять своих героев, посылая им это чувство. Каждый автор пытается по-своему объяснить любовь, внести лепту в её определение. Для Куприна любовь — дар божий, доступный не каждому. Например, иногда такая любовь, «настоящая любовь», которая «даётся человеку раз в сто лет», может пройти мимо, даже не тронув сердце, а может и заставить страдать только потому, что человек понял о том, что это была в его жизни та самая, настоящая любовь, слишком поздно. Но любовь, в любом случае, с точки зрения А. Куприна, благодатна, даже если она не взаимна, потому что это лучшее, что может произойти с человеком, как бы трагична она не казалась другим со стороны.
Тема любви останется интересной для людей всегда, потому что любовь — это вечное чувство, любовью движется мир. И какие бы трагичные оттенки любовь не имела, писатели всегда будут обращаться в своём творчестве к этому прекрасному, романтическому чувству, которое вносит в наше порой совсем бездуховное время смысл и заставляет задуматься о вечном, о том, что всегда будет связывать Мужчину и Женщину в этом мире.