A+ A A-

Развернутый ответ по теме: Какие писатели затрагивали в своих произведениях тему трагизма в любви и в чём своеобразие раскрытия этой темы у писателей?

О любви писали и пишут многие авторы. Но каждый о ней говорит по-своему. Для русской литературы характерно, чтобы пи­сатель в своём произведении показывал то, насколько серьёзно от­носится герой к этому чувству. Например, И.С. Тургенев предна­меренно проводил всех своих героев через «испытание любовью». И здесь важен не интимный взгляд на любовь, не просто взгляд на отношения мужчины и женщины, а именно взгляд шире. Конечно, у любви множество оттенков, но в любом случае, любовь — это то, что даёт силы или хотя бы приятные воспоминания. Но почти в каждом произведении о любви все действия протекают достаточ­но напряжённо и заканчиваются, как правило, трагично: «Анна Каренина», «Бедная Лиза» и многие другие.

Почему же любовь, которая должна восприниматься именно как благо, несёт в себе столько трагизма? На самом деле трагизм в описании любви — это народная традиция. Ещё в русском фольк­лоре, когда пели частушки о любви к милому, называли их «стра­данием». А когда девушку выдавали замуж даже за любимого че­ловека, плакали. В русской деревне синонимом слова «любить» было слово «жалеть». Таким образом, акцент делается именно на печальной, мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений возводится духовное начало.

Понимание любви как высшей силы, соединяющей божествен­ное с человеческим, характерно для литературы XX века. Особен­но хорошо это можно увидеть на примере творчества Александра Куприна и Ивана Бунина. У каждого из них была своя концепция любви, но во многом они перекликаются. В любом случае писа­телей интересует не просто обычные взаимоотношения любящих, а именно то, какой след в душе любовь оставляет у каждого. На­пример, во всех произведениях И. Бунина любовь воспринимается героями как «солнечный удар», вспышка, яркое событие в жизни, воспоминание о котором остаётся на всю жизнь. В истинной люб­ви, считает Бунин, есть что-то общее с вечной природой. Прекрас­но только то чувство, которое естественно, не ложно, не выдума­но. В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и тёмные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждого влюблённого есть свои «тёмные аллеи».

Множество писателей в своих книгах проверяли и будут прове­рять своих героев, посылая им это чувство. Каждый автор пыта­ется по-своему объяснить любовь, внести лепту в её определение. Для Куприна любовь — дар божий, доступный не каждому. На­пример, иногда такая любовь, «настоящая любовь», которая «даёт­ся человеку раз в сто лет», может пройти мимо, даже не тронув сердце, а может и заставить страдать только потому, что человек понял о том, что это была в его жизни та самая, настоящая лю­бовь, слишком поздно. Но любовь, в любом случае, с точки зрения А. Куприна, благодатна, даже если она не взаимна, потому что это лучшее, что может произойти с человеком, как бы трагична она не казалась другим со стороны.

Тема любви останется интересной для людей всегда, потому что любовь — это вечное чувство, любовью движется мир. И какие бы трагичные оттенки любовь не имела, писатели всегда будут обра­щаться в своём творчестве к этому прекрасному, романтическому чувству, которое вносит в наше порой совсем бездуховное время смысл и заставляет задуматься о вечном, о том, что всегда будет связывать Мужчину и Женщину в этом мире.

  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (1458)

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (1424)

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (1052)

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей,...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (1234)

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (1476)

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (1136)

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (1307)

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (947)

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по...

      Подробнее...

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (778)

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с...

      Подробнее...

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (942)

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными......

      Подробнее...