A+ A A-

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания

Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности.

Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности до выхода в свет: умение тан­цевать, вести светский раз­говор ни о чём, остроумно шутить, одеваться по моде («свет решил, что он умён и очень мил»).
 Далее личность Онегина формируют требования, обычаи и мнения света, куль­турная обстановка в среде столичной интеллигенции (знакомство с Кавериным, автором, театром и т. д.), книги (бессистемное чтение в основном иностранных ав­торов: экономист Адам Смит, Байрон и др.), образ жизни «золотой» петербургской молодёжи, проводящей своё время в праздности и развле­чениях. Онегин — человек, жизнь которого определяет­ся мнением света, не заду­мывающийся об истинном смысле человеческой жизни, «учёный малый», но пустой, не способный на сильные и глубокие чувства. Ленский получил образова­ние и воспитание в «Герма­нии туманной», где попадает под влияние немецкой ро­мантической философии и литературы. Ленский не зна­ет действительной русской жизни, плохо разбирается в людях («он сердцем милый был невежда», ошибается в оценке личных качеств Оль­ги и Онегина).

Личность Ольги формируется в среде провинциального дворянства, где всё воспитание сводится к усвоению практических навыков (танцы, умение подать чай, вести хозяйство и т. д.). Такое вос- питание не ориентировано на духовное развитие личности. Ольга занятная и весёлая, но поверхностная девушка. Воспитание Татьяны проходит под воздействием различных факторов: — влияние сентиментальных романов (Ричардсон и Руссо): мечтательность и незнание жизни, стремление видеть в себе и в окружающих героев романа; — усвоение традиций русской национальной культуры (рассказы няни, наблюдения за русской природой, участие в гаданиях и других народных обрядах). Общее для всех героев — их образование и воспитание бессистемно и отрывочно, односторонне. Все характеры дисгармоничны и не завершены на момент вхождения героев в самостоятельную жизнь.

загрузка...
  • Развернутые ответы на вопросы

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания

      Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности до выхода в свет:...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора

      Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на поводу у мнения света, который сочтёт его трусом...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека

      Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей, Ленским, Татьяной). Ухаживая за Та­тьяной в 8-й главе,...

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга

      Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между любовью к Онегину и долгом перед семьёй она...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества

      Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки зрения офицеров гвардии, он «беглый казак», вождь...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности

      Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он смог увидеть поло­жительные качества в вожде...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма

      Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он бросается в ноги Пугачёву, умоляя его не вешать Петру-...

    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия

      Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Швабрин...

    • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы

      Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с барсом герои не столько...

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания

      Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными... больше всего береги и копи копейку, эта вещь...