Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности.
Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бранят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности до выхода в свет: умение танцевать, вести светский разговор ни о чём, остроумно шутить, одеваться по моде («свет решил, что он умён и очень мил»).
Далее личность Онегина формируют требования, обычаи и мнения света, культурная обстановка в среде столичной интеллигенции (знакомство с Кавериным, автором, театром и т. д.), книги (бессистемное чтение в основном иностранных авторов: экономист Адам Смит, Байрон и др.), образ жизни «золотой» петербургской молодёжи, проводящей своё время в праздности и развлечениях. Онегин — человек, жизнь которого определяется мнением света, не задумывающийся об истинном смысле человеческой жизни, «учёный малый», но пустой, не способный на сильные и глубокие чувства. Ленский получил образование и воспитание в «Германии туманной», где попадает под влияние немецкой романтической философии и литературы. Ленский не знает действительной русской жизни, плохо разбирается в людях («он сердцем милый был невежда», ошибается в оценке личных качеств Ольги и Онегина).
Личность Ольги формируется в среде провинциального дворянства, где всё воспитание сводится к усвоению практических навыков (танцы, умение подать чай, вести хозяйство и т. д.). Такое вос- питание не ориентировано на духовное развитие личности. Ольга занятная и весёлая, но поверхностная девушка. Воспитание Татьяны проходит под воздействием различных факторов: — влияние сентиментальных романов (Ричардсон и Руссо): мечтательность и незнание жизни, стремление видеть в себе и в окружающих героев романа; — усвоение традиций русской национальной культуры (рассказы няни, наблюдения за русской природой, участие в гаданиях и других народных обрядах). Общее для всех героев — их образование и воспитание бессистемно и отрывочно, односторонне. Все характеры дисгармоничны и не завершены на момент вхождения героев в самостоятельную жизнь.