A+ A A-

Сочинение ЕГЭ. Проблема отношения человека к языку

 

Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собствен­ной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы гово­рим? Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к са­мому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдер­жаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неисся­каемым источником обогащения русского литературного язы­ка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для стро­ительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературно­го языка — это попросту испортить былины».

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей дерев­ни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохра­няет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворот­ка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, пока­зать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинич­но: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование гру­бостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространен- нейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психоло­гической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выра­жением, иронией, циничностью подавить в себе чувство стра­ха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтелли­гентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иро­нических выражений по отношению к тем явлениям повсе­дневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В осно­ве любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстри­руют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругать­ся и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его сло­во и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведе­ния в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем опреде­лить степень интеллигентности человека, степень его психо­логической уравновешенности, степень его возможной «за­комплексованности» (естьтакое печальное явление в психо­логии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, заме­чая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума...

{Д.С. Лихачев)

Сочинение

Основная проблема, поставленная Д.С. Лихачевым в дан­ном тексте, — это проблема отношения человека к языку. Ка­кую роль играет речь в создании имиджа человека? Что стоит за грубостью, руганью, циничными выражениями? Именно этйми вопросами задается автор.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Небрежное отношение к слову свойственно молодому поколению, усвоившему язык смс-текстов и Интернет- пользователей. Этот примитивный язык обедняет духовный мир молодых людей. Именно поэтому Д.С. Лихачев хочет при­влечь внимание читателей к этой проблеме.

Ученый считает, что наш язык — важнейшая составляю­щая нашего общения. И речь человека зачастую формирует его образ в глазах окружающих. При этом автор не осуждает диалектную речь, понимает, что этот язык «не требует исправ­ления». Но грубость, нарушение литературных норм, цинич­ные выражения, необоснованная ирония — все эти явления вызывают искреннее негодование ученого. Он отмечает, что за всем этим стоит не только недостаток образования, неин­теллигентность, но и внутренняя слабость людей, их страх, незащищенность перед жизненными явлениями. В финале он призывает нас «учиться хорошей, спокойной, интеллигент­ной речи».

Текст Д.С.Лихачева очень яркий, образный, выразитель­ный. Раскрывая свою точку зрения, он использует разнооб­разные средства художественной выразительности: сравне­ние («это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка»), эпитет («бесшабашно иронических выражений»), ряды одно­родных членов («Говорящий стремится грубой шуткой, рез­ким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чув­ство страха, боязни, иногда просто опасения»).

Я полностью согласен с мнением Д.С. Лихачева. Бережное отношение к языку, действительно, очень важно для нас, по­тому что примитивность, грубость в языке, ненормативная лексика — все это засоряет наш язык, приводит к упрощен­ному восприятию мира, к необратимым изменениям мышле­ния. Об этом много размышляет М. Кронгауз в книге «Рус­ский язык на грани нервного срыва. Заметки просвещенного обывателя». Ученый сетует на перегруженность языка слова­ми-паразитами, ненормативной лексикой, жаргонизмами. Все это, по мысли автора, засоряет язык и обедняет внутренний мир человека.

Нарушение культуры речи исследует и К. Чуковский в сво­ей книге «Живой как жизнь. Рассказы о русском языке». Этот писатель очень озабочен бурным развитием в нашей стране канцелярита, примитивностью молодежного жаргона. Он так­же считает, что такой язык упрощает наше мышление.

Таким образом, по мысли С. Львова, язык тесно связан с нашим мышлением, психологией, образом жизни. Язык фор­мирует имидж человека, раскрывает его внутренний мир. И здесь я невольно вспоминаю слова Сократа: «Заговори, что­бы я тебя увидел».