- А.С. Пушкин — трагедия «Скупой рыцарь». В этом произведении А.С. Пушкин исследует разрушительное влияние богатства на душу человека. Герой трагедии, барон, подвержен одной всепоглощающей страсти—любви к золоту, накопительству. Как отмечали критики, золото безраздельно вла- ствует-в этой пьесе. Деньги создают д ля героя иллюзию власти, барону кажется, что он может управлять миром, людьми, природой. Однако в действительности герой является не властелином, а жалким рабом своей болезненной страсти. Личность его разрушается: он ненавидит своего сына Аль- бера, считая, что тот со временем промотает его богатство; содержит его в нищете, подозревает в коварных замыслах. Барон бросает сыну вызов, и тот принимает его. «Ужасный век! ужасные сердца!» — восклицает герцог, ставший свидетелем этой сцены. За все это барон жестоко наказан: в финале он внезапно умирает. Таким образом, по мысли поэта, страсть к богатству затмевает человеческий разум, она не способна дать человеку счастья, напротив, губительно действует на душу, ум, характер.
- А.Н. Островский — психологическая драма «Бесприданница». Мотив власти денег является ведущим в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Драматург изображает жизнь, где нормальные человеческие отношения заражены атмосферой купли-продажи. Так, практически в начале пьесы мы слышим признание Паратова: «Что такое «жалость», — этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И действительно, Паратов затем продает не только свой пароход, но и себя самого — находит невесту, в приданое за которой дают золотые прииски. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу, концентрируется в главном сюжетном действии — торге за Ларису, в котором участвуют практически все герои. Любовь для героини оборачивается жестоким разочарованием: она понимает, что она тоже вещь, которую можно продать. И только смерть освобождает ее от пошлого житейского опыта, от горького разочарования. В этот момент она словно возвращается к естественной красоте своей тонкой, одаренной натуры. Таким образом, жалость, любовь, порядочность, верность — все это недоступно людям, поглощенным лишь жаждой наживы и обогащения.
героя к полной нравственной деградации. Оказавшись во власти денег, всего за несколько лет Ионыч оказывается полностью побежденным той обывательской средой, которую он так презирал в молодости. И теперь он становится «своим» для этой среды, не размышляет уже о смысле жизни, о цели своего труда. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», — говорит о нем автор. Таким образом, Чехов говорит нам в этом рассказе о том, что власть денег и пошлая, обывательская среда способны загубить человеческую душу, талант, предназначение.
• В. Распутин — статья «Таланту надо помогать». Выступление на юбилейном вечере в Доме национальностей. В этой речи В. Распутин вспоминает о своем довоенном детстве, о том, как жили в войну. Он пишет здесь о единстве людей, доброте, взаимопомощи. «Деревня была небольшая, мужиков во время войны не было вовсе. Деревня спасалась тем, что все жили вместе. У кого не хватало куска хлеба — находился у соседей. Выживали действительно только сообща. Помню, когда стали возвращаться первые фронтовики (а отец мой припозднился, пришёл в конце года), каждый раз возвратившиеся фронтовики обходил и дома, и каждому из нас вручался то пряник, то кусочек сахара, то ещё какой-нибудь подарок. Такая общность и в работе, и в выживании, и в радости нас и воспитала. Не буду идеализировать народ, было всякое, но эта общая беда в те годы всех соединяла». А затем писатель обращается к нашей современности и с горечью замечает, что стремление людей к богатству сейчас гасит веками существовавшую в России соборность, доброту, внимание к ближнему.