A+ A A-

Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема власти денег в современном мире. Как влияет на характер человека богатство?

 

  • А.С. Пушкин — трагедия «Скупой рыцарь». В этом про­изведении А.С. Пушкин исследует разрушительное влияние богатства на душу человека. Герой трагедии, барон, подвер­жен одной всепоглощающей страсти—любви к золоту, нако­пительству. Как отмечали критики, золото безраздельно вла- ствует-в этой пьесе. Деньги создают д ля героя иллюзию вла­сти, барону кажется, что он может управлять миром, людь­ми, природой. Однако в действительности герой является не властелином, а жалким рабом своей болезненной страсти. Личность его разрушается: он ненавидит своего сына Аль- бера, считая, что тот со временем промотает его богатство; содержит его в нищете, подозревает в коварных замыслах. Барон бросает сыну вызов, и тот принимает его. «Ужасный век! ужасные сердца!» — восклицает герцог, ставший свиде­телем этой сцены. За все это барон жестоко наказан: в фина­ле он внезапно умирает. Таким образом, по мысли поэта, страсть к богатству затмевает человеческий разум, она не способна дать человеку счастья, напротив, губительно дей­ствует на душу, ум, характер.
  • А.Н. Островский — психологическая драма «Беспри­данница». Мотив власти денег является ведущим в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Драматург изображает жизнь, где нормальные человеческие отношения заражены ат­мосферой купли-продажи. Так, практически в начале пьесы мы слышим признание Паратова: «Что такое «жалость», — этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И действи­тельно, Паратов затем продает не только свой пароход, но и себя самого — находит невесту, в приданое за которой дают золотые прииски. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу, концентрируется в главном сюжетном действии — тор­ге за Ларису, в котором участвуют практически все герои. Любовь для героини оборачивается жестоким разочаровани­ем: она понимает, что она тоже вещь, которую можно продать. И только смерть освобождает ее от пошлого житейского опы­та, от горького разочарования. В этот момент она словно воз­вращается к естественной красоте своей тонкой, одаренной натуры. Таким образом, жалость, любовь, порядочность, вер­ность — все это недоступно людям, поглощенным лишь жаж­дой наживы и обогащения.

героя к полной нравственной деградации. Оказавшись во вла­сти денег, всего за несколько лет Ионыч оказывается полнос­тью побежденным той обывательской средой, которую он так презирал в молодости. И теперь он становится «своим» для этой среды, не размышляет уже о смысле жизни, о цели сво­его труда. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», — говорит о нем автор. Таким образом, Чехов говорит нам в этом рассказе о том, что власть денег и пошлая, обыватель­ская среда способны загубить человеческую душу, талант, предназначение.

В. Распутин — статья «Таланту надо помогать». Выступ­ление на юбилейном вечере в Доме национальностей. В этой речи В. Распутин вспоминает о своем довоенном детстве, о том, как жили в войну. Он пишет здесь о единстве людей, доб­роте, взаимопомощи. «Деревня была небольшая, мужиков во время войны не было вовсе. Деревня спасалась тем, что все жили вместе. У кого не хватало куска хлеба — находился у соседей. Выживали действительно только сообща. Помню, когда стали возвращаться первые фронтовики (а отец мой припозднился, пришёл в конце года), каждый раз возвра­тившиеся фронтовики обходил и дома, и каждому из нас вру­чался то пряник, то кусочек сахара, то ещё какой-нибудь подарок. Такая общность и в работе, и в выживании, и в ра­дости нас и воспитала. Не буду идеализировать народ, было всякое, но эта общая беда в те годы всех соединяла». А затем писатель обращается к нашей современности и с горечью замечает, что стремление людей к богатству сейчас гасит ве­ками существовавшую в России соборность, доброту, вни­мание к ближнему.