- М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Бородино». В стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов обращается к одному из самых драматических моментов в русской истории — Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриотическим пафосом, автор гордится героическим прошлым своей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Бородинской битвы, их мужеством, стойкостью, силой духа, любовью к России:
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..
В финале стихотворения автор сравнивает героическое прошлое Родины и ее современность, и сравнение это не в пользу современной ему России.
Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись!
Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и светлого начал, и как следствие — сложная, непредсказуемая судьба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история показала, насколько поэт был прав в своем предвидении.
- Н. Рубцов — стихотворение «Видения на холме». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы»:
Россия, Русь!Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.
Однако есть у поэта то, что он может противопоставить этому всемирному злу. Это образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных ус-. тоев и сила духа русского народа.
- В. Распутин — повесть «Прощание с Матерой» (см. сочинение «Проблема исторической памяти»)
- В. Солоухин — «Черные доски: Записки начинающего коллекционера». В этой книге автор пишет о том, как он стал коллекционером, собирателем икон. В. Солоухин рассказывает об отношении нашего государства к иконам, о безжалостном сжигании шедевров советскими властями. Интересен материал о том, как отреставрировать старые иконы, об иконописных сюжетах. Изучение старинных икон, по мысли автора, — соприкосновение с душой народа, с его вековыми традициями...
- В. Солоухин — сборник очерков «Время собирать камни». В этой книге автор размышляет о необходимости сохранения памятников старины — писательских усадеб, домов, монастырей. Он рассказывает о посещении имения Аксакова, Оптиной пустыни. Все эти места связаны с талантливыми русскими писателями, с русскими подвижниками, старцами, с духовным развитием народа.
- В. Астафьев — повесть в рассказах «Последний поклон».
В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой родине —деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике лучшие качества — доброту, любовь и уважение к людям, душевную чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем радость его маленьких открытий мира, людей, музыки, природы. В каждой главе этой повести бьются живые чувства — негодование и восторг, горе и радость. «Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они — большая и маленькая — неразделимы, они — друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и трудиться», — пишет В. Астафьев. Это чувство Родины становится в книге всеобъемлющим. И тем острее чувство горечи
писателя от тех несчастий, что выпали надолю его малой родины: пришла коллективизация, были разорены семьи, разрушены церкви и вековые устои жизни, отец, дед и дядя писателя были арестованы НКВД. Не сохранив своей истории,- деревня стала превращаться в пригород старых дачных поселков. С грустью пишет обо всем этом автор. И призывает читателей не становиться Иванами, не помнящими родства, уважать свои корни, истоки.