A+ A A-

Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема исторической памяти. Проблема знания русской истории и уважения к ней. Проблема сохранения культурного наследия, памятников старины, церквей, икон, русских деревень

 

  • М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Бородино». В сти­хотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов обращается к одно­му из самых драматических моментов в русской истории — Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриоти­ческим пафосом, автор гордится героическим прошлым сво­ей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Боро­динской битвы, их мужеством, стойкостью, силой духа, лю­бовью к России:

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

В финале стихотворения автор сравнивает героическое про­шлое Родины и ее современность, и сравнение это не в пользу современной ему России.

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись!

Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и свет­лого начал, и как следствие — сложная, непредсказуемая судь­ба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история пока­зала, насколько поэт был прав в своем предвидении.

  • Н. Рубцов — стихотворение «Видения на холме». В сти­хотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к ис­торическому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Ба­тыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы»:

Россия, Русь!Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.

Однако есть у поэта то, что он может противопоставить это­му всемирному злу. Это образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных ус-. тоев и сила духа русского народа.

  • В. Распутин — повесть «Прощание с Матерой» (см. со­чинение «Проблема исторической памяти»)
  • В. Солоухин — «Черные доски: Записки начинающего коллекционера». В этой книге автор пишет о том, как он стал коллекционером, собирателем икон. В. Солоухин рассказы­вает об отношении нашего государства к иконам, о безжалос­тном сжигании шедевров советскими властями. Интересен материал о том, как отреставрировать старые иконы, об ико­нописных сюжетах. Изучение старинных икон, по мысли ав­тора, — соприкосновение с душой народа, с его вековыми тра­дициями...
  • В. Солоухин — сборник очерков «Время собирать кам­ни». В этой книге автор размышляет о необходимости сохра­нения памятников старины — писательских усадеб, домов, монастырей. Он рассказывает о посещении имения Аксако­ва, Оптиной пустыни. Все эти места связаны с талантливыми русскими писателями, с русскими подвижниками, старца­ми, с духовным развитием народа.
  • В. Астафьев — повесть в рассказах «Последний поклон».

В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой роди­не —деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике луч­шие качества — доброту, любовь и уважение к людям, душев­ную чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем радость его маленьких открытий мира, лю­дей, музыки, природы. В каждой главе этой повести бьются живые чувства — негодование и восторг, горе и радость. «Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они — боль­шая и маленькая — неразделимы, они — друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и тру­диться», — пишет В. Астафьев. Это чувство Родины стано­вится в книге всеобъемлющим. И тем острее чувство горечи

писателя от тех несчастий, что выпали надолю его малой ро­дины: пришла коллективизация, были разорены семьи, раз­рушены церкви и вековые устои жизни, отец, дед и дядя писа­теля были арестованы НКВД. Не сохранив своей истории,- деревня стала превращаться в пригород старых дачных по­селков. С грустью пишет обо всем этом автор. И призывает читателей не становиться Иванами, не помнящими родства, уважать свои корни, истоки.