- А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник». Проблема противостояния личности и государства необычайно остро поставлена в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэт рассказывает о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбу «маленького человека», бедного чиновника Евгения. В одночасье он лишился своей невесты, будущего счастья. Горе помутило его рассудок. И маленький человек, утратив свое счастье, проникается жгучей ненавистью к державному кумиру, создателю Петербурга. Он грозит ему,.но вскоре отступает и погибает. Таким образом, тема «Медного всадника» — драматический разрыв между государством и личностью. Петербург, погубивший личное счастье Евгения, нужен для славы нации, для торжества просвещения, для мощи государства. А как же тогда жизнь бедного чиновника? Іде же выход из обнаженных противоречий? Мы не находим в сюжете поэмы окончательного разрешения конфликта. Поэт лишь говорит нам о том, что между государством и личностью — огромный, драматический разрыв, который, по мысли поэта, пока непреодолим.
• О. Мандельштам — стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков». Размышление «о времени и о себе» видим мы в стихотворении О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков». Поэт осознает свое время как трагическую эпоху, мир, где нет ни Бога, ни вечности, ни любви. Основные чувства лирического героя — подавленность и безысходность, осознание своего одиночества в этом мире. «Хлипкая грязца», «кровавые крови в колесе», трусы — это живые приметы времени, эпохи 30-х годов. Век-волкодав явно враждебен лирическому герою, он кидается ему на плечи, пытаясь превратить человека в волка. Однако для лирического героя самое страшное в жизни — это утрата человеческого облика. Он отказывается быть волком («не волк я по крови своей»). Выходом становится уход героя в мир природы, в мир ночи, сибирских степей, Енисея. Этот мир красочен, ярок (там сияют «голубые песцы», сосна «до звезды достает»), и он противопоставлен миру социальной жизни. Таким образом, стихотворение построено по принципу антитезы. Основная идея его — веку- волкодаву не сломить лирического героя, не превратить его в волка, в одного из многих. Миссия поэта — «прорвать своим голосом оцепенение эпохи». Дару поэта равновелика лишь природа, и в ней он находит своеобразное укрытие.