Сочинение
Мы построили адронный коллайдер и отправили летательные аппараты к границам Вселенной, но до сих пор на нашей планете остаются загадки, не подвластные человеческому разуму. Об одной из таких тайн говорится в тексте Г. Рогова. Автора заинтересовал тот факт, что насекомые, обладая летательными возможностями, получили крылья в результате каких-то необъяснимых эволюционных изменений. Рогов размышляет над тем, что человек тоже может летать, но только с помощью тех, над которыми в свое время трудились и Леонардо да Винчи, и отечественные испытатели, и современные ученые. Летать же, как птица или мотылек, человек не может.
Позиция Г. Рогова мне понятна, и я готов поразмышлять вслед за автором данного текста над этой проблемой.
Во многих мировых культурах можно встретить миф о том, что люди были рождены с крыльями, но потом боги отняли их им в назидание. Остатки древнего мифа сохранились в греческом слове ап^гороэ, где ап — приставка, означающая «вверх», а ^горо — корень со значением «направляться, стремиться». Таким образом, получается, что человек — это тот, кто стремится вверх, к небесам.
Действительно, человек всегда стремился преодолеть земное притяжение и оторваться от земли. Вспомним хотя бы древнегреческий миф о Дедале и Икаре. Но не ради полета изобретал Дедал крылья: его творение было продиктовано гораздо более серьезной причиной. Полет над морем для Дедала был единственной возможностью спастись от ненавистного плена критского царя Миноса и вернуться к себе на родину — в Афины. Именно такими высокими побуждениями был продиктован акт творения «крыльев, подобно птичьим». Однако сын его Икар в полете пренебрег заветами отца и законами природы, поэтому погиб. Икар был наказан, подобно ангелам, обрушенным на землю и превращенным в демонов. Их мы видим на картинах М.А. Врубеля. Ангелам были даны крылья для полета, но, возомнив себя выше самого творца, познав гордыню и скуку, они были низвергнуты с небес.
В русском языке много идиом, связанных с этой темой. О счастливом человеке говорят, что он «на седьмом небе от счастья», о мечтателе — «витает в облаках», в песнях и стихах часто встречаются словосочетания «на крыльях счастья», «птица счастья». И конечно, на ум приходит афоризм из рассказа А.И. Куприна «Парадокс»: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Его пишет человек не только без крыльев, но и без рук, однако ощущение его полета не покидает нас на протяжении всего рассказа. Он довольствуется малым, приносит счастье другим, и оттого чувствует себя свободным, как птица.
Свободной, как птица, хотела быть и Катерина из драмы А.Н. Островского «Гроза». «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?» — спрашивает она Варвару. Открытая для любви, счастья, радости, Катерина не испытала всего этого в семье Кабанихи, поэтому ее единственный полет к свободе закончился трагически.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери летал буквально, потому что по профессии был летчиком. И все же он мечтал о таком полете, который описал в философской сказке-притче «Маленький принц». В образе Принца с неизвестной планеты писатель изобразил детей, которые, как ангелы, чисты и невинны. Они видят в каждом предмете чудо и умеют удивляться этому чуду; не обремененные бытовыми страхами, чувством собственности, они воспринимают мир иначе, чем взрослые, и, наверное, поэтому они летают во сне, а наяву верят, что они летали и в самом деле.
Конечно, каждый здравомыслящий человек должен понимать, что природа мудра настолько, что нельзя вмешиваться в ее законы, и если человеку не дано летать, то так и должно быть. Но полет человека — это метафора его жизни. Если он будет стремиться к счастью, к свободе, к мечте, кто знает, может быть, он действительно совершит полет на крыльях счастья.
Текст
(1)Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал...
(Тарас Шевченко)
(2)Одной из загадок в истории существования всего живого на Земле является появление крылатых насекомых. (3)В летописи окаменелостей они начинают фигурировать примерно 300 миллионов лет назад (в отличие от обычных насекомых — 435-410 миллионов).
(4)Убеленные сединами приверженцы эволюционной теории не без затруднения и не очень складно объясняют процесс развития крыльев у насекомых, их волшебные летательные возможности. (5)К чему это я?
(6)А к тому, что человек издавна устремлял свой тоскующий взгляд на все, что могло легко и запросто летать, кружить и порхать над его головой. (7) Оттого-то с древних времен он строил, склеивал, сколачивал и собирал немыслимые конструкции и приспособления для собственного воспарения.
(8)И в самом деле, следя за невероятными кульбитами ласточек и стрижей над речной волной, наблюдая за фантастическими пируэтами гоняющихся за мошкарой стрекоз или, скажем, ловко вальсирующей меж цветками куста шиповника пчелы, мы, признаемся, нередко с восхищением вопрошаем: неужели такое возможно? (9)Какое же это чудо! (10)Вот бы и нам, людям, так! (И)Однако ж, увы... а ведь считается, что человек — вершина эволюции! (12)Ну, или Божьего замысла...
(13)Нет, конечно, человечество научилось летать на монгольфьерах, самолетах, вертолетах и ракетах, но этого ему, очевидно, мало. (14) Человеку хочется именно ЛЕТАТЬ так, как это делают птицы, мотыльки, жуки, стрекозы! (15)Но подвластно ли сие «рожденному ползать»?
(16)Одним из первых, кто в этом смысле бросил вызов и природе, и высшему разуму, был великий Леонардо да Винчи. (17)Его несколько блестящих проектов «орнитоптеров» и других летательных машин, в том числе и вертолета, и парашюта, опередили его время и, безусловно, дали благотворный импульс для развития авиации, а также летательных возможностей человека.
(18) Впрочем, Леонардо не был бы великим, если бы все- таки не понял тщету своих усилий в разработке подвижного крыла, работающего только лишь при помощи человеческой мускулатуры.
(19) Так что вернуться к махолетам неугомонные мечтатели и безумцы смогли лишь в двадцатом веке, когда появились сравнительно компактные энергетические и силовые установки. (20)Между тем о перемещениях человека в воздушном пространстве без помощи сложных устройств разговоры идут давно, например, о левитации — перемещении человека во времени и пространстве. (21)К месту здесь будет вспомнить и танцы мистиков — дервишей, умеющих во время своих невероятных кружений взлетать к божественному миру и Богу, а затем возвращаться на землю.
(22)Так сможет ли человек, уповая даже на самые современные достижения науки, техники и прогресса, летать, как птица или насекомое? (23)Вопрос сложный...
(24)А может быть, он, человек, не там ищет? (25)Прислушаемся к любопытным замечаниям некоторых ученых и исследователей, которые резюмируют, что эволюция крылатых насекомых есть тайна, не имеющая объяснения. (26)Что их появление было внезапно и что самые древние экземпляры имеют ту же структуру, что и их родственники, живущие в XXI веке. (27)Что летопись ока- менелостей указывает на то, что их сложное эволюционное продвижение (если оно было) произошло так быстро, что данный факт противоречит собственно эволюционной теории... (28)Что все было однажды сделано полностью функциональным с самого начала. (29)Что, наконец, «все свидетельства указывают на РАЗУМНЫЙ дизайн полета насекомых — его форму, функцию и создание».
(ЗО)Так полетим мы, как ОНИ? (31) Думаю, полетим. (32)С одним условием: ежели это будет угодно самим НЕБЕСАМ...
(По Г. Рогову)