Сочинение
Можно ли, считая себя человеком культурным и интеллигентным, позволять бесчестные поступки по отношению к окружающим и к себе самому? Где допустимые границы лжи и непорядочности? Об этом рассуждает известный литературовед и публицист Д.С. Лихачев.
Казалось бы, заурядный случай: кто-то взял чужую книгу и «забыл» вернуть ее. При этом даже не возникло чувство неловкости от того, что подвел другого человека, поставил его в двусмысленное положение. Это явление современности автор назвал «нравственным дальтонизмом» и постарался исследовать проблему с точки зрения этических норм. Какие бы объяснения ни выдвигали сторонники таких поступков, безусловным остается одно: воровство остается воровством, ложь никогда не может быть оправдана. Прощая себе малое зло, легко скатиться в зло большое. Поступившись совестью, совершив безнравственный поступок, пострадаете вы сами, вольно или невольно разрушите свое достоинство. И с этим утверждением Д.С. Лихачева вы, безусловно, согласитесь, если считаете себя интеллигентным человеком или стремитесь быть таким.
К проблемам нравственной чистоты и порядочности нередко обращались писатели девятнадцатого века. Герои Пушкина, Толстого, Тургенева, Достоевского ошибались, страдали, сомневались, но всегда сохраняли нравственное достоинство. Петр Гринев, герой «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, соблюдает отцовский завет «береги честь смолоду» и не теряет достоинства ни перед грозным Пугачевым, ни перед лицом смерти. Он бережет не только свое честное имя, но и честь своей возлюбленной.
Любимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» проходят через серьезные нравственные испытания и делают это с честью, не опускаясь до трусости и унижения. Старый князь Болконский, провожая сына в действующую армию, говорит о том, что сможет пережить его гибель, но не переживет бесчестия. И для князя Андрея понятия долга и чести незыблемы. Безусловно, что этим традициям будет верен и его сын.
Почему же сегодня так девальвировались многие нравственные понятия и ценности? Может быть, следует быть требовательнее и бескомпромисснее к собственной совести и к поступкам тех, кто нас окружает.
Текст
(І)Когда-то, очень давно мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве». (2)Я долго не мог понять: в чем дело? (3)В институте расписались в том, что книгу получили, а книги нет. (4)Наконец выяснилось, что взяла ее одна почтенная дама. (5)Я спросил даму: «Вы взяли книгу?» (6)«Да, — ответила она. — (7)Я ее взяла. (8)Но если вам она так нужна, я могу ее вернуть». (9)И при этом дама кокетливо улыбается. (10)«Но ведь книга прислана мне. (11)Если она вам нужна, вы должны были ее у меня попросить. (12)Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, который ее прислал. (13)Я даже не поблагодарил его».
(14)Повторяю: давно это было. (15)И можно было бы забыть об этом случае. (16)Но все-таки вспоминаю иногда о нем — жизнь напоминает.
(17)Ведь действительно, кажется, какой пустяк!
(18) «Зачитать» книгу, «забыть» вернуть ее владельцу...
(19) Сейчас это стало как бы в порядке вещей. (20)Многие оправдываются тем, что мне, мол, эта книга нужнее, чем владельцу: я без нее обойтись не могу, а он обойдется!
(20) Распространилось новое явление — «интеллектуального» воровства, вроде бы вполне извинительного, оправдываемого увлеченностью, тягой к культуре. (22)Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу — это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. (23)Подумайте только: бесчестный поступок — и интеллигентность! (24)А не кажется ли вам, что это попросту дальтонизм? (25)Нравственный дальтонизм: мы разучились различать цвета, точнее — отличать черное от белого. (26)Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остается бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! (27)А ложь есть ложь, и в конце концов я не верю, что ложь может быть во спасение. (28)Ведь даже проехать «зайцем» в трамвае — это же воровство. (29)Нет малой кражи, нет малого воровства — есть просто воровство и просто кража. (З0)Не бывает малого обмана и большого обмана — есть просто обман, ложь. (31)Недаром же говорится: верен в малом — ив большом верен. (32)Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится вам незначительный эпизод, когда вы поступились совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном — и вы почувствуете укор совести. (33)И вы поймете, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступка, то пострадали прежде всего вы сами — ваша совесть и ваше достоинство.
(Д.С. Лихачев )