A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема воспитания

Сочинение

В предлагаемом для анализа тексте М.П. Алпатова ста­вится проблема воспитания. Автор статьи задается вопро­сом: следует ли наставнику вмешиваться в развитие своего подопечного или лучше отдать предпочтение «естественно­му» становлению личности?

Говоря о важности семейного воспитания, автор выска­зывает мнение, что воспитатель, безусловно, должен воздей­ствовать на ребенка. Однако это воздействие должно быть деликатным и аккуратным, не допускающим насилия над личностью. М. Алпатов приводит пример того, как любя­щий отец, желая, чтобы его сын непременно стал офицером, препятствовал свободному духовному развитию своего «ча­да». В результате тот вырос несамостоятельным человеком, не нашел своего места в жизни и не был счастлив. В то же время автор полагает, что положительная семейная среда чрезвычайно важна в воспитании и ее следует формировать. Причем, как подчеркивает автор, позитивная среда может быть сформирована личным примером воспитателя, а не од­ними словесными поучениями.

Главная мысль текста М. Алпатова сводится к тому, что если мы хотим иметь достойный результат воспитания, нам следует бережно относиться к личности ребенка и самим демонстрировать исключительно нравственное поведение.

Соглашаясь с автором, подчеркну, что процесс воспита­ния нельзя пускать на самотек и слова воспитателя никогда не должны расходиться с делами.

Справедливость высказанной мысли подтверждается примерами из произведений русской литературы.

Обратимся к повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Сын богатого судьи, юноша Вася, сдружившись с бедными детьми — Марусей и Валеком, совершает «кражу»: он вы­носит из дома семейную реликвию — куклу, подаренную его покойной матерью Васиной младшей сестре. Вася отдал куклу умирающей от туберкулеза Марусе. Судья, узнав о проступке сына, собирается наказать его. Однако он полно­стью прощает сына, когда выясняет, что тот хотел порадо­вать тяжко болеющую бедную девочку. Итак, непритворное участие отца в делах сына, несомненно, способствовало формированию благородства в характере Васи, его нравст­венному взрослению.

Другим примером может служить поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой описывается детство Павлуши Чичикова — главного героя произведения. Атмосфера дет­ства была тяжелой и грустной — ни друга, ни товарища ря­дом. Лишь больной суровый отец, строго обращавшийся с ребенком. Наставление отца «беречь и копить копейку» Чи­чиков выполнил, став героем-приобретателем, идущим по человеческим судьбам, как по лестнице, вверх. Не получив достойного семейного воспитания, не имея нравственной ос­новы в своей душе, герой сделался «подлецом», несмотря на то, что обладал и положительными качествами, которые не были должным образом развиты.

В заключение подчеркну мысль, что, воспитывая, следу­ет уважать в ребенке личность и развивать лучшее, что в нем заложено.

Текст

(1)Результат воспитания кажется подчас обескуражи­вающим человеку, редко задумывающемуся над причинно- следственными связями. (2) Все знают, что воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сто­рону совершенствования. (З)Воспитывает все: родители, школа, враги, друзья — словом, окружающая среда. (4)Это трюизм — всем известная и порядком избитая истина.

(5) На вопрос, что более действенно в воспитании: семья или школа, — ответить или трудно, или невозможно, ибо воспитывает действительно все.

(6) Возьмем, например, семью. (7)Эта «ячейка общества» несет прямую ответственность за нравственное состояние и судьбу человека, в ней родившегося. (8)Вспоминается такая история. (9)Заботливый, любящий отец, пекущийся о своем чаде, отслеживающий каждый шаг отпрыска. (Ю)Когда сын был еще в колыбели, отец, военный инженер, твердо решил сделать из него человека в погонах и настойчиво, целена­правленно готовил мальчика к военной карьере. (1 ^По­слушный ребенок, нерешительный в собственном выборе, во всем доверяя отцу и видя его искреннюю заботу, знал, что родитель плохого не посоветует. (12)Военное училище, куда был определен юноша и где проучился положенное число лет, оказалось для его медлительной, рассеянной натуры ни уму ни сердцу. (13)Он выучился, начал работать — не зала­дилась служба, да и отношения с сослуживцами не клеи­лись. (14)Под нажимом отцовской воли сын долго преодоле­вал себя — все безрезультатно. (15)Время же шло быстро. (16)Светлое будущее уходило безвозвратно, ускользало, обо­рачиваясь безликой, серой прозой.

(17)Ставший со временем зрелым человеком сын боялся что-либо делать самостоятельно, без отцовской поддержки. (18)С ним произошло несчастье такого толка: из-за отцов­ского нажима и опеки он не узнал ни себя, ни своих истин­ных возможностей, не нашел своего призвания и места в жизни.

(19)Неуверенность в себе, страх перед принятием собст­венных решений — такой финал ждет каждого, кому не пришлось жить своим умом.

(20)Но что же, вообще отказаться от вторжения в жизнь подрастающего человека? (21)Все пустить на самотек? (22)Не вмешиваться в естественный ход развития? (23)Вряд ли это верно. (24)Положительную среду, а с нею и нравы надо формировать. (25)Формировать прежде всего в семье. (26)Если этого не делать нам, любящим, то это сделают дру­гие, нелюбящие, и будет хуже.

(27)3десь нет мелочей, здесь каждый нюанс может сыг­рать огромную роль. (28)3десь важно все: и высказываемые родителями мнения по существенным и самым ничтожным вопросам, и их конфликты, не ускользающие от детей, и их предпочтения. (29)При этом самое главное — позитивный личный пример, а не поучения, не наставления, хотя и они имеют значение.

(З0)Положим, вы говорите детям мудрые слова о мило­сердии, о самоотдаче, о духовной пользе жертвенности. (31)Но ваши слова — только слова, если дети ваши не видят проявляемое вами милосердие, как-то: защиту бездомных животных, раздачу милостыни бедным, помощь болящим и так далее.

(32)Если вы говорите о щедрости, а сами стяжаете, бес­покоясь, как вы утверждаете, исключительно о будущем своего семейства, то вряд ли дети ваши в недалеком буду­щем не пожалеют для нищего свою, пусть даже не востребо­ванную никогда вещь. (ЗЗ)Они припрячут ее, думая о своем будущем.

(34)Если вы делите мир на две части: свою семью, для которой вы готовы многим пожертвовать, и всех остальных, которых можно и в жертву иной раз принести, вы рискуете получить эгоистичных, циничных обывателей в лице собст­венных детей. (35)И настанет день, когда их эгоизм будет обращен не к кому-нибудь, а именно к вам. (Зб)Именно вы станете для них никому не нужным «отработанным мате­риалом», обузой на их жизненном празднике.

(М.П. Алпатов )