Сочинение
Автор прочитанного мною текста, отталкиваясь от высказывания И. Канта о том, что годы юности самые трудные, рассуждает об отношении к этому периоду жизни человека с позиции молодежи и зрелых людей. Легко ли быть молодым? Что значит зрелость, взрослость? На эти вопросы и ищет ответ Н.В. Суворова.
Автор пишет, что взрослые, как правило, идеализируют пору юности. Старшеклассники по-разному относятся к трудности юношеского возраста, однако, как утверждает публицист, они хотят получить удовольствия взрослой жизни «здесь и сейчас», но избежать ответственности и обязательств. Автор говорит о том, что в старшем школьном возрасте человек достигает физиологической зрелости, признается дееспособным с точки зрения закона, но часто бывает социально незрелым, поскольку «еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как правило, своей собственной семьи». Таким образом, отмечая, что юность — это прекрасное время жизни, Н.В. Суворова указывает: данный период действительно можно считать непростым, так как «взрослость не есть нечто однозначное».
Я думаю, что однозначно согласиться или не согласиться с И. Кантом нельзя. И сложность, и прелесть юности в том, что это время накопления жизненного опыта и формирования представлений личности о жизненных ценностях. Сложность периода юности можно рассмотреть на примере жизненных исканий Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале романа перед нами застенчивый юноша, ищущий и ошибающийся. Формирование его мировоззрения проходит сложный путь: он восхищается Наполеоном, хочет, чтобы в России была республика. Разочарование в жизни вызвал факт неудачной женитьбы на Элен Курагиной. Пьер чувствует, что глубоко несчастен, его душу терзает так много вопросов, которые часто задают себе молодые люди: «Что есть жизнь?», «Зачем я живу?» А далее — увлечение масонами, идеи гуманизма, желание облегчить участь крестьян... Все это показывает, что для Пьера, как и для многих других, молодость — это непростое время становления личности и выбора своего жизненного пути.
Еще пример. В стихотворении «Мой путь» С.А. Есенин описывает мироощущение, свойственное молодому человеку. Внимание читателей привлекает желание молодого человека добиться успеха в жизни, знакомое многим юным: Есенин, почувствовав в себе дар, желает стать «первокласснейшим» поэтом. Описывая свой жизненный путь, автор рассказывает и о протестных настроениях, терзавших его молодую душу: он с вызовом бросается в противоборство с салонной публикой, хулиганит, попирая представления о благопристойности. В поисках себя поэт много ездит, но с отчаянием понимает, что это не делает его счастливым. И лишь в более зрелом возрасте, когда извлечены уроки из событий молодости, он приходит к выводу, что его делает счастливым только единение с родиной и природой.
С другой стороны, молодость прекрасна, так как именно в этом возрасте человек восхищается, увлекается, вдохновляется и испытывает подъем чувств, как это, например, было с юной Наташей Ростовой в Отрадном.
Таким образом, молодость — время особое, провести ее надо так, чтобы допущенные ошибки стали лишь уроками, а все прекрасное и вдохновляющее послужило основой для формирования лучших качеств личности.
Текст
(1)Великий немецкий философ Иммануил Кант в конце XIX века сказал: «Годы юности — самые трудные годы». (2)Почему у самих юношей и девушек весьма неоднозначное отношение к мысли Канта? (З)Может быть, потому, что они по-разному отвечают на вопрос: «Взрослые мы люди или нет?»
(4)Взрослые, узнав мнение философа, в большинстве своем поражаются: как же так? (5)Почему трудные? (6)Ведь всегда считают, что юность — самые прекрасные годы.
(7)Почему поражаются взрослые, понятно. (8)Они, как правило, помнят свою юность, но часто невольно представляют ее только в светлых тонах. (9)Не все, конечно, но большинство.
(Ю)Старшеклассники, узнав мнение Канта, то недоумевают, то тут же соглашаются, иные же уходят в себя, задумываются. (11)Одни юноши и девушки отвечают на него однозначным «да», другие не менее однозначным «нет». (12)Третьи пребывают в сомнении.
(13)Каждый, естественно, вправе считать по-своему. (14)Хотелось бы лишь отметить такой своеобразный парадокс. (15)И отвечая «да», и говоря «нет», многие на самом деле стоят на одинаковой точке зрения. (16)Суть ее в том, что те удовольствия, которые традиционно считаются привилегией взрослых, они желают получить «здесь и теперь». (17)В то же время от тех обязанностей и обязательств, которые накладывает на человека взрослость, они хотели бы уклониться.
(18) Категоричные «да» и «нет» говорят лишь о том, что отвечающий не очень задумывался над вопросом.
(19) А если немного подумать, то становится очевидным, что однозначного ответа и нет. (20)Почему? (21)Потому, что взрослость не есть нечто однозначное. (22)Взрослость бывает физиологическая, психологическая, социальная. (23)И даже один и тот же человек, достигнув первой, нередко далек от второй и третьей, а порой заканчивает свою жизнь, психологически, личностно оставаясь на уровне юноши.
(24)Если же усреднять, то можно предложить такой вариант ответа на вопрос: «Взрослые вы люди или нет?» (25)Физиологически и в большей мере физически — да, а психологически — да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. (26)Если же говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением — нет.
(27)А с точки зрения социальной? (28)Да, ведь человек уже имеет паспорт, несет правовую ответственность за свои поступки. (29)Нет, ибо он еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как правило, своей собственной семьи.
(З0)Таким образом, старшеклассник оказывается в ситуации своеобразных «ножниц» между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью.
(Н.В. Суворова )