A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема отношения к бескорыстию

Сочинение

Не исчезнет ли бескорыстие из нашей жизни навсегда? Не уничтожат ли честных и скромных людей «высоковель­можные чиновники»? Над этими вопросами меня заставил задуматься текст-притча Виктора Петровича Астафьева, из­вестного русского писателя.

Автор обращается к важнейшей нравственной проблеме современности — проблеме отношения к человеческому бес­корыстию. Мне кажется, это один из вечных вопросов чело­вечества: каких людей считать сильными: способных на ми­лосердие и сострадание или людей, жестко и уверенно идущих к своей цели и готовых уничтожить все и вся на пути к желаемому материальному благу.

Для того чтобы привлечь внимание читателя к рассматри­ваемой проблеме, писатель рассказывает притчу о молодых парнях, живущих на природе вдали от «оголтелого и устало­го мира». Этим людям не надо многого, поэтому они берут от природы ровно столько, сколько необходимо для жизни, они защищают живой мир от браконьеров, владеющих техникой. «Разве плохо такое существование, в основе которого беско­рыстное отношение человека к природе»? — такой вопрос за­дает В.П. Астафьев читателю. Казалось бы, разве может быть отрицательный ответ. Оказывается, может. Не нужны беско­рыстные люди местному чиновничеству, которое, по меткому выражению автора, имеет опыт по изводу честных и добрых людей. С какой горечью писатель говорит: «Между тем пар­ней-то дотаптывают потихоньку, с места сживают...» Видимо, не доросли наши власть имеющие соотечественники до пони­мания того, что бескорыстные, нежадные, честные и откры­тые люди — это суть нации, лучшие ее представители, на ко­торых держится все отечество.

К нерадостному выводу приходит В.П. Астафьев: не по сердцу и, главное, не по уму массе, жадной до удовольствий те, кто не крадет у природы, а защищает ее, поддерживает и оберегает.

Просто невозможно не согласиться с мнением автора: сколь редкостны сегодня люди бескорыстные, не жаждущие наживы, а берущие от жизни и от природы ровно столько, сколько нужно для скромной, тихой жизни в единстве с са­мим собой, природой и Богом.

Проблема отношения к бескорыстным людям не раз вол­новала русских писателей, изображавших в своих произве­дениях праведников, без которых жадные и жестокие забу­дут о бескорыстии и милосердии. Таким праведником, безусловно, является главная героиня рассказа А.И. Солже­ницына «Матренин двор». Добрая, бескорыстная женщина светло и тихо смотрит на мир и людей. Всем готова помочь, не спрашивая награды. Этот образ — идеал русского бесхит­ростного человека, живущего по законам совести.

Не менее бескорыстен и Юшка, герой рассказа А. Плато­нова «Юшка». Он обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей полу­чить образование. А ведь мог бы, кажется, подумать и о себе, ведь болен смертельно. Но не может бескорыстный человек думать исключительно о себе: счастье свое он находит в забо­те о тех, кому еще тяжелее приходится в жизни, чем ему.

Таким образом, подводя итог рассуждения В.П. Астафье­ва о бескорыстии, хочется сказать, что, несмотря на наш материалистический век и всепоглощающий эгоизм людей, никогда не исчезнут в России чистые, честные, бескорыст­ные люди. «Пока еще не выжили», — утверждает писатель. Хочется верить, что никогда и не выживут, и «не дотопчут» никакие бюрократы и чиновники добрых и бескорыстных людей, лучших людей нашего великого отечества.

Текст

(1)На далеком-далеком берегу озера Хантайки, там, где уже кончается земля и нет никакого населения, живут мо­лодые парни. (2)Они ушли от этого оголтелого и усталого мира на природу, первозданную, мало еще побитую и не ис­порченную.

(3) Они  ловят рыбу, добывают зверьков ровно столько, чтоб хватило на нехитрое пропитание и одежду.

(4) Сюда, в эти дивно красивые и суровые края, тоже проникает рука браконьера, чаще всего высоковельможного, владеющего воздушной и водяной техникой. (5)Парни не дают браконьерить никому, в том числе и современным вельможам. (6)Те обещают снять их с берега, вытурить из лесов и потихоньку, но умело — опыт-то по изводу честных людей в нашей доблестной державе, особенно в этих местах каков! — выживают их с Хантайки.

(7) Но пока еще не выжили...

(8)  По берегу, по плодоносному песку или дресвянику, в крошеве камешника растут яркие, крупные цветы, россы­пью — черничник, голубика и дивная ягода севера — кня­женика. (9)Эта неженка, цветущая неброским розовым цветком, растет всюду островками, загорожена тонкими жердочками и ветвями, над нетолстыми пеньками стоят связанные треугольником жердочки. (1С)Бывали тут разные людишки, секли реденький, стойкий лесок бездумно, что поближе, что топору сподручней, оголили мыс, но природа не сдается. (11)В раскоренье пеньев, которые часто не толще человеческого кулака, вдруг зашевелится куропашечным птенчиком, задрожит пушком хвои побег лиственницы — основного здесь дерева, годного на стройматериалы, на топ­ливо, на дрова, на жерди, на плахи для ловушек, и погиб­нуть тому росточку, что и птенцу лесотундры, суждено ча­ще, чем выжить.

(12) Парни-первопоселенцы   над каждым побегом поста­вили треугольники — смотри, человек и зверь, не наступи на лесного младенца, не растопчи его — в нем будущая жизнь планеты.

(13) «Добрый знак жизни — их так мало осталось и еще меньше появляется вновь, — глядя на те жердяные тре­угольники, под которыми растут малые деревца, подумал я. — (14)Сделать бы их экологическим знаком нашего сибир­ского края, может, и всей страны, может, и всего мира».

(15) Между тем парней-то дотаптывают потихоньку, с места сживают — перестали принимать у них рыбу, грозят­ся на пушнину договор не заключать.

(16) Парни подумывают в Канаду махнуть, там обжить таежное или тундряное место, и кто молча и зло, кто доб­рожелательно и сочувственно в спину подталкивают:

(17) «Вот   и поезжайте подалее, не раздражайте наш люд бескорыстием своим, самостоятельностью этой, не по сердцу она нам».

(18) «И не по уму»! — добавлю я от себя.

(По В. Астафьеву)