A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по М.В. Кравцовой. Проблема семейного воспитания

Сочинение

Знакомство с текстом М.В. Кравцовой позволило мне уз­нать о том, как воспитывали детей в семьях российских им­ператоров, и задуматься над проблемой семейного воспита­ния. Автор пишет, что монаршим особам удавалось воспитать в сыновьях беззаветную любовь к Родине и ответ­ственность за ее судьбу. Меня заинтересовало, что все буду­щие правители получали прекрасное образование, изучали основы наук и военного дела, языки, приобщались к искус­ству: танцам, изящной словесности. Подданные искренне восхищались молодыми Романовыми, ибо главными их ка­чествами были любовь к России и вера в Бога.

Как же это возможно? Как удавалось достичь таких ре­зультатов? Ведь, как пишет автор, в семьях Дома Романо­вых тоже допускались ошибки.

М.В. Кравцова дает ответ на этот вопрос. Главное, по мнению автора, это пример отца и воспитание детей в «стра­хе Божии», то есть в уважении к православным ценностям, моральным нормам и труду.

Я абсолютно согласен с автором в том, что для воспита­ния в ребенке лучших качеств необходим пример родителей и забота об учебе подрастающего члена семьи. Известно, что и до правления династии Романовых русские князья пока­зывали детям пример достойной жизни и оставляли наказы потомкам о праведной жизни в труде. Об этом говорят до­шедшие до наших дней памятники древнерусской культуры. Так, князь Владимир Мономах оставил нравственный завет своим детям — «Поучение», призывая их иметь страх Бо­жий в сердце и творить добро, не лениться, помогать ближ­ним, уважать старших и усердно накапливать знания.

Литературным примером, подтверждающим тезис о важ­ности роли отца в воспитании мальчика и юноши, является история Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Отец-немец, отличающийся трудолюбием, пунк­туальностью, аккуратностью, воспитал, благодаря личному примеру и вовлечению мальчика в активную деятельность, такие качества и у своего сына, что позволило Андрею в бу­дущем стать человеком дела, надежным другом и защитни­ком для своей семьи.

Думаю, что пример семьи Романовых, описанный в тек­сте М.В. Кравцовой, и многочисленные литературные и ис­торические факты позволяют сделать вывод: воспитание достойного гражданина возможно тогда, когда он видит пе­ред собой положительный пример родителей и с детства приобщается к труду.

Текст

(1)Беззаветная любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу... (2)Эти качества сумели привить собственным примером своим сыновьям и Павел Первый, и Николай Первый, и Александр Второй... (З)Про Николая Первого фрейлина А.Ф. Тютчева вспоминает: «Этот человек, кото­рый был глубоко и религиозно убежден в том, что всю свою жизнь он посвящает благу родины, который проводил за ра­ботой восемнадцать часов в сутки из двадцати четырех, тру­дился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с величайшим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга, и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его под­данных...». (4)Этот человек, воспитывая своего сына, буду­щего Александра Второго, главной своей задачей ставил развитие в мальчике чувства долга перед Россией, перед бу­дущими подданными. (5)Не удивительно, что он сумел этого добиться, так как благой отцовский пример всегда был пе­ред глазами у юного цесаревича.

(6)Все великие князья, будущие монархи, получили пре­красное образование, часто обучение начиналось еще в ран­нем возрасте, и к семи-восьми годам дети уже владели гра­мотой, арифметикой, начатками иностранных языков. (7)3атем их ждало изучение самых разнообразных дисцип­лин, для чего приглашались именитые, сведущие в своем деле преподаватели.

(8)Для юношей обязательна была военная подготовка, однако учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. (9)Правители Дома Романовых вызывали искреннее восхи­щение у подданных, которые награждали их лестными эпи­тетами отнюдь не просто так. (Ю)Монархи действительно служили возвышающим примером — как всему народу, так и собственным сыновьям.

(И)Русские императоры, начиная с Павла Петровича, были прекрасными мужьями и отцами. (12)А что может быть лучше для нравственного развития ребенка, для его воспитания как Человека, чем ощущать тепло семейной ат­мосферы, наблюдать заботу домочадцев друг о друге, чувст­вовать их любовь по отношению к себе и учиться ответст­венности за тех, кто тебе дорог?

(13)Нет, нельзя сказать, что в семьях Дома Романовых было все идеально, что августейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. (14)Все это, безусловно, было. (15)И все-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям — любовь к Богу, лю­бовь к Родине.

(16)«Детей воспитай в страхе Божии. (17)Старайся о уче­нии их в науках, потребных к их званию», — писал в об­ращенном к жене завещании император Павел Первый. (18)А спустя десятилетия его потомок завещает своему сы­ну, которому суждено стать святым Русской православной церкви: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства...».

(М.В. Кравцова)