A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема развития силы воли

Сочинение

Часто приходится слышать по разным поводам, что очень трудно заставить себя приняться за дело, на это тре­буется мобилизовать всю свою волю, зажать в кулак, и нужно найти способ, как этого добиться. Над этой интерес­ной и действительно важной для многих людей проблемой размышляет С. Соловейчик.

Вначале он с иронией пишет о десятках книг, посвящен­ных развитию воли: беда в том, что «слова на волю не дей­ствуют», а значит читать все это интересно, но бесполезно. Не менее скептически настроен автор и по отношению к различным способам закалять волю — от холодного душа до лежания на гвоздях. Более того, он делает парадоксальное заявление, что слабая воля — «не такой уж страшный грех». Только после этого С. Соловейчик переходит к глав­ному для него вопросу — о воле к работе. Именно в таких случаях слабоволие и становится опасным, потому что от него страдает не только сам человек, но и близкие люди. В качестве положительного примера автор приводит умение сосредоточенно и напряженно работать, которым отличался А.Н. Туполев, «человек огромной воли». Однако после рас­суждений авиационного конструктора, которому «труднее отказаться от думанья, чем перейти к нему», С. Соловейчик замечает, что дело здесь не в самой по себе воле, а в том, что направлена она на дело, которому А.Н. Туполев посвя­тил жизнь: «Воля для него была не шатким мостиком от безделья к делу, а крепкой дорогой ... к вершине мастерства и успеха».

Так постепенно автор ведет читателя к пониманию своей позиции, которая заключается в том, что надо сначала про­сто заставить себя думать о самой работе, а не о том, как приступить к ней. Необходимо научиться «направлять ту слабую волю, которая все-таки есть у каждого живого чело­века, не на себя, а на дело!» — к такому выводу приходит публицист.

В справедливости мнения С. Соловейчика не приходится сомневаться. Хотя бы раз любой из нас пробовал заставлять себя заниматься каким-то делом: сесть за домашнее задание, начать уборку комнаты или подготовку к экзаменам. Но по- настоящему увлечься работой так, как мог Туполев, спосо­бен не каждый. И все же найти интерес в деле, которым за­нимаешься, можно и нужно. Так, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев Андрей Болконский, разочаровавшись в своем кумире Наполеоне и отказавшись от желания добиться подобной славы, оказывается на пере­путье. После ранения и плена, смерти жены и рождения сына он поселился в своем имении, тяжело переживая ду­ховный кризис. Но его способность сосредоточенно зани­маться делом, даже не самым интересным для него самого, но полезным и нужным многим, помогает ему собраться и вернуться к активной жизни. Сначала он занимается преоб­разованиями в имении, а потом обнаруживает в себе силы и желание приносить пользу не только своим крестьянам, но и всему государству, работая в комиссии Сперанского по подготовке реформ.

Иначе показан в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушки­на путь главного героя, человека умного, образованного, на­деленного яркой индивидуальностью, но не привыкшего к какой-либо трудовой деятельности. Почувствовав пресыще­ние светской суетой, Евгений стремится чем-то заполнить свою жизнь, «но труд упорный ему был тошен». Он так ничем и не смог заняться всерьез, или, как говорит С. Соло­вейчик, направить волю не на себя, а на дело. А в результа­те — «недуг» под названием «хандра», глубокое разочаро­вание в жизни, потеря друга и той женщины, которая могла бы составить его счастье.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что вовсе не обязательно быть выдающимся ученым, великим художни­ком или полководцем, чтобы научиться видеть интерес в де­ле, которым занимаешься, и развить в себе волю к труду, стремление делать свою работу как можно лучше.

Текст

(1)Есть десятки книг и брошюр о развитии воли. (2)В них немало остроумных мыслей, много хороших советов, и написаны они интересно. (3)Но сколько их ни читаешь, ни­когда не возникает ощущения, что немного прибавляется этой самой воли. (4)Ничуть не становишься сильнее! (5)Слова на волю не действуют, вот в чем трагедия. (6)Кто- то даже написал, что борьба слов с волей — это борьба гли­няного горшка с чугунным...

(7) Есть сотни способов закалять свою волю: обливаться холодной водой, спать на гвоздях, отказывать себе в том, что любишь, — словом, истязать себя всевозможно.

(8) Про эти способы я ничего не могу сказать, так как никогда не пробовал их на себе.

(9) Речь пойдет об одном — о работе. (10)В конце концов, слабая воля, если она не ведет к тяжелым проступкам, не такой уж страшный грех, от которого каждому человеку во что бы то ни стало надо избавиться. (11)Лишь на одно наше слабоволие не должно распространяться: на работу. (12)Работать нужно, и нужно уметь заставить себя работать, иначе и сам пропадешь, и все, окружающие тебя, все, кому ты дорог и кто дорог тебе, — пострадают.

(13) Однажды авиационного конструктора А.Н. Туполева спросили:

(14) —  Трудно ли втянуться в работу после перерыва, трудно ли сосредоточиться на работе?

(15) Туполев  ответил:

(16) —  Вопрос следовало бы поставить наоборот.

(17)  Труднее отказаться от думанья, чем перейти к нему.

(18) И находясь в театре, я во время антракта могу начать думать о тех вопросах, которые меня занимают. (19)Это мо­жет быть и в гостях.

(20)Ничего неожиданного в ответе нет. (21)Мы привыкли читать о громадной работоспособности великих людей — тех, кто страстно увлечен своим делом. (22)Но что же выхо­дит: конструктору совсем не приходилось прикладывать усилий воли? (23)Воля ему вроде бы и не нужна, раз ее пол­ностью заменяет увлечение?

(24)Однако это предположение нелепо. (25)Про Туполева известно, что это был человек огромной воли.

...(26)У конструктора была огромная воля, но направлена она была не на то, чтобы заставлять себя, не на себя, а на дело. (27)Он весь был устремлен к достижению лучших ре­зультатов в работе. (28)Воля для него была не шатким мос­тиком от безделья к делу, а крепкой дорогой «внутри» само­го дела, к вершине мастерства и успеха.

(29)3начит, всякий раз, когда не хочется приниматься за работу, надо заставить себя думать — сначала просто ду­мать! — не о том, что не хочется приниматься за работу, а о самой работе. (ЗО)Направлять ту слабую волю, которая все- таки есть у каждого живого человека, не на себя, а на дело!

(С. Соловейчик)