A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема сосуществования людей в современном мире

Сочинение

В современном мире, благодаря научно-техническому прогрессу, развитию средств связи, повсеместному распро­странению Интернета, границы между государствами стано­вятся прозрачными, зачастую стираются, идет процесс гло­бализации. В этих условиях поднятая И.К. Барабашем проблема сосуществования людей разных национальных традиций и культур в едином мировом пространстве приоб­ретает особую актуальность.

Автор текста, рассуждая о различиях, которые мешают взаимопониманию между представителями разных народов, подчеркивает недопустимость отношения к «другому» как к «инопланетянину». Стремясь выразить свою мысль наиболее убедительно, И.К. Барабаш приводит интересное сравнение: тот, кому незнакомые национальные ценности, культура, традиции кажутся чуждыми, не имеющими особой важности, подобен ребенку, для которого мир замкнут в семейном кру­ге. Но для каждого неизбежен выход за эти привычные, но слишком узкие рамки. И тогда, взрослея, ребенок все яснее чувствует, что нужно «искать взаимопонимания» с людьми в окружающем его большом мире. И.К. Барабаш связывает этот сложный процесс с идеей толерантности, помогающей осознать относительность наших маленьких «истин».

загрузка...

Позиция автора заключается в том, что «в конечном сче­те за всеми разнообразными представлениями о мире, каки­ми бы они нам ни казались верными или ошибочными, сто­ит один и тот же поиск ответов на вечные вопросы о смысле жизни, о Боге, о судьбе. И это объединяет всех нас».

Трудно не согласиться со столь убедительно выраженным мнением. Действительно, даже у совсем непохожих народов с их самобытными традициями, культурой, менталитетом всегда можно найти точки соприкосновения, которые стано­вятся основой взаимопонимания и доверия. Ярким приме­ром этого может послужить рассказ знаменитого русского писателя XIX века Н.С. Лескова «На краю света». Он осно­ван на реальном случае из миссионерской деятельности в Сибири православного священника Нила. В молодости, приехав в этот далекий край, он считал, что населяющие его некрещеные тунгусы-язычники — «дикари», которым чужды христианские заповеди добра и помощи ближним. С подозрением и опаской Нил отнесся к своему проводнику- тунгусу, который должен был везти его через снежную степь. Но во время застигшего их в пути бурана язычник спасает миссионера: прячет в вырытой им снежной яме и, рискуя собственной жизнью, добывает еды. Русского свя­щенника поразило не только то, что тунгус не бросил замер­зать абсолютно чужого ему человека, но и особые традиции этих язычников, оказавшиеся сродни христианским этиче­ским нормам. Дело в том, что проводник принес еду из пус­того жилища, расположенного очень далеко от их укрытия, оставив в залог свою шапку, чтобы хозяева не заподозрили его в воровстве, хотя ему предстояло бежать по степи в лю­тый мороз. Эта история помогла миссионеру лучше понять тунгусский народ, его нравственные ценности и прийти к выводу, что вера «дикаря» не хуже его собственной — ведь они даны от одного истинного Бога.

В современном мире, где так часто приходится сталки­ваться с враждебностью и нетерпимостью к «чужим» тради­циям и культуре, важность взаимопонимания между людь­ми разных наций и верований только возрастает. В мировом сообществе проблема сосуществования и доверительного от­ношения между странами постоянно обсуждается, выраба­тываются общие решения. Свидетельством тому является принятая ЮНЕСКО в 1995 году «Декларация принципов то­лерантности».

В заключение хочется отметить, что достижение взаимо­понимания между людьми и народами в конечном счете за­висит от нашего стремления жить в мире и согласии.

Текст

(1)Мир, в котором мы живем, очень изменился за по­следние сто лет. (2)Он стал больше, но расстояния между нами сделались короче. (3)И мы, люди совершенно разных культур, еще недавно обитавшие будто в разных измерени­ях, неожиданно очутились рядом: в одном мире, в одном го­роде, в одном доме.

(4)У нас разный разрез глаз. (5)Мы называем Бога раз­ными именами. (б)По-разному видим себя, жизнь, историю. (7)Мы не похожи. (8)Мы смотрим на другого как на ино­планетянина и не слишком хорошо понимаем его. (9)То есть не слишком хорошо понимаем его ценности. (10)Да и не очень интересуемся ими. (И)Потому что не видим в них особой важности.

(12)Как нам быть вместе? (13)Мы не можем жить дальше так, будто мы одни, будто мы обладаем конечной истиной и знаем, каким должен быть мир. (14)Похожее происходит с ребенком, который из семьи со своими обычаями и тради­циями вдруг попадает в огромный мир, населенный множе­ством таких, как он сам, и совсем других. (15)И оказывает­ся, что его большой и сильный папа в этом мире не самый главный.

(16)Так что же нам делать? (17)Что же, как не взрослеть и не искать взаимопонимания, искать то, что объединяет нас? (18)Что же, как не искать новые способы существова­ния, ведь время не повернет вспять?

(19)И как ответ на вопрос о сосуществовании рождается понятие толерантности. (20)А вместе с ним и проблема ее оп­ределения. (21)Для кого-то это отсутствие каких-либо жиз­ненных критериев, моральная аморфность и равнодушие. (22)Для других нечто западное, чуждое русскому человеку, разрушающее его национальную и духовную самобытность, противоположное нашей родной терпимости. (23)Да, в отли­чие от терпимости, развитие толерантности требует философ­ского подхода. (24)Это не просто терпение по отношению к «заблуждениям» другого человека (что само по себе хорошо, но недостаточно), это усилие понять, почему он так думает, придать ценность его идеям, понять относительность наших маленьких «истин». (25)Ведь, в конечном счете, за всеми разнообразными представлениями о мире, какими бы они нам ни казались верными или ошибочными, стоит один и тот же поиск ответов на вечные вопросы о смысле жизни, о Боге, о судьбе. (26)И это объединяет всех нас.

(27)Говоря другими словами, может быть, не так важен день, который мы считаем выходным, — будь это пятница, суббота или воскресенье. (28)Намного важнее то, чем мы живем во все остальные дни нашей недели, как прощаем и как любим повседневно. (29)Ведь в нашей жизни, как пра­вило, проблемы возникают не в сфере духовного, а в быту. (ЗО)Как быть, если сосед постится и никак не хочет есть с нами мясо за новогодним столом? (31)Как быть, если даже самые близкие люди не разделяют нашего глубокого интере­са к буддийской философии? (32)Но ведь из понимания ро­ждается и взаимное уважение к чужой культуре, обычаям, убеждениям.

(33)С другой стороны, толерантность — это вовсе не рав­нодушие к тому, что происходит вокруг. (34)Отсутствие ре­акции на глупость, насилие, свидетелями которых мы явля­емся, вряд ли говорит о толерантности. (Зб)Человек, оскверняющий святыни или оскорбляющий человеческое достоинство под предлогом занятия искусством, требует адекватного ответа общества. (36)Но не подавления или уничтожения, а скорее воспитания, поскольку своими ин­фантильными поступками напоминает неразумное дитя. (37)Как минимум нам стоит помнить, что человек и его идеи, характер, поступки не одно и то же, и бороться с ни­ми, если мы с чем-то не согласны, огнем и мечом — путь в никуда. (38)Нам могут быть далеки идеи, неприятен харак­тер, противны поступки, но разве может быть чужд сам че­ловек? (39)В понимании этого, в поиске общего, объеди­няющего нас, может быть, и есть главный смысл толерантности.

(И.К. Барабаш )