A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема понимания истинного милосердия

Сочинение

В современном обществе люди, к сожалению, все чаще стали забывать о том, как важно проявлять милосердие к тем, кому так нужна поддержка и сострадание. Этот душев­ный порыв зачастую несет благо не только принимающему бескорыстную помощь, но и самому отдающему. Однако случается и так, что человек проявляет добро лишь из эгои­стических побуждений, неосознанных, возможно, но все же нисколько не менее тщеславных. Именно проблеме понима­ния милосердия посвящен текст Фазиля Искандера.

Автор рассказывает о поступке, который, на первый взгляд, кажется рядовым — герой подает милостыню сле­пому музыканту. Но писатель особо акцентирует внимание на внутреннем монологе. Герой-рассказчик пытается понять, отчего не отдал всю мелочь, лежащую в кармане, сразу: «Почему же я в первый и во второй раз недогреб монеты?» Ответ приходит мгновенно — все дело в равнодушии. Уди­вителен, впрочем, вывод главного героя: он находит в этом «мелком акте милосердия» не возвышенную цель, не благо­дать, высокопарные слова им отвергаются: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман [...] Но через миг я остыл». Оказывается, что это обыденный и само собой разумеющий­ся поступок в ответ на возможность послушать музыканта: ведь «он как бы играл для» него одного, а значит и сам «да­рил благо». Писатель проводит необычную параллель между обменом нематериальными ценностями и обычной торговлей в духовной сфере, доказывая, что «бартер», «благодарность в ответ на добро» является важнейшим для развития чело­веческого духа и нравственности.

Таким образом, Искандер убеждает нас в том, что не следует проявлять милосердие и делать добро, заранее ожи­дая благодарности и сетуя впоследствии на ее отсутствие («Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся»). Ведь это совершенно естественный процесс.

Я не могу не согласиться с позицией автора. Акт мило­сердия не имеет права вытекать из тщеславных побужде­ний, это порыв души, который невозможно рационально измерить словами «выгода» или «должная благодарность». Когда человек проявляет сострадание к другому или хотя бы оказывает небольшую услугу, он должен в последнюю очередь думать о том, какую пользу это принесет ему само­му. Этому же учит нас и русская литература, в которой есть множество примеров милосердия, проявленного героями. Например, таковым можно считать поступок Маргариты из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная ге­роиня произведения самоотверженно и бескорыстно просит помиловать Фриду, к судьбе которой она прониклась уча­стием, хотя, приняв это решение, она добровольно отказы­валась от шанса спасти своего возлюбленного. Маргарита ни на секунду не задумывалась о том, что никакой выгоды — скорее напротив — от своего поступка она не получит.

Героиня другого произведения, Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, тоже яв­ляется примером человека, способного на поистине мило­сердные поступки. Проявив сострадание, она смогла спасти от духовной гибели Раскольникова. Это было естественное желание помочь нуждающемуся в поддержке и мучающему­ся человеку, поскольку Сонечка видела, что Раскольников способен на добрые поступки.

Таким образом, произведение Фазиля Искандера учит нас тому, что невозможно проявлять милосердие, заранее желая лишь благодарности и выгоды для себя. Обмен доб­ром должен составлять естественный процесс взаимоотно­шений людей, ведь чувство сострадания — та нравственная основа, без которой невозможно представить гармоничный мир.

Текст

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». Впереди нищий музыкант в черных очках си­дит на скамеечке и поет, подыгрывая себе на гитаре. (2)Переход в это время почему-то был пуст.

(3) Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. Иду дальше.

(4) Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там еще много монет. (5)Что за черт! Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб все, что было в кармане.

(б)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нем черные очки и он, скорее всего, не заметил глупую слож­ность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю ме­лочи и высыпал ему в железную коробку.

(7)Пошел дальше. Отошел шагов на десять и, снова су- нув руку в карман, вдруг обнаружил, что там еще много монет. (8)В первый миг я был так поражен, что впору было крикнуть: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»

(9)Но через миг остыл. Я понял, что монеты просто за­стревали в глубоких складках моего пальто. (10)Их там много скопилось. Сдачу часто дают мелочью, а на нее вроде нечего покупать. (11)11очему же я в первый и во второй раз недогреб монеты? (12)Потому что делал это небрежно и ав­томатически. (13)Почему же небрежно и автоматически? Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (14)Тогда почему же все-таки гребанул из кармана мелочь?

(15)Скорее всего потому, что много раз переходил подзем­ными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (16)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (17)Возможно, бессозна­тельно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (18)Обычно по этим переходам снует множество людей. (19)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(20)Впрочем, во всем этом что-то есть. (21)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарно­сти, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благода­рит. (22)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (23)3начит, вы в расчете и не было ника­кого бескорыстного добра. (24)Кстати, как только мы осоз­нали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за свое бескорыстие. (25)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.

(26)Но можно поставить вопрос и так. (27)Добро и благо­дарность необходимы человеку и служат развитию человече­ства в области духа, как торговля в материальной области. Товарообмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, еще более необходим человеку, чем торговля.

(Ф. Искандер)