ОТ ОГНЯ К ОГНЮ
(1) Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2) И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу — просторной лощине, заросшей тополем да вербой.
(З) День выдался неласковым. (4) Наверху, на песчаных буграх, пронзительно дул ветер. (5) Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, задевая маковки тополей. (6) Пустая земля, голые деревья, зябкость и сырость — словом, ненастье. (7) Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что выбрался из тепла, из дома.
(8) И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что-то необычное — словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9) Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.
(10) В белых серёжках его через серебряный ворс пробились жёлтые пыльники цвета. (11) И серёжки стали золотистыми. (12) Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом. (13) Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день. (14) Согрел и меня.
(15) Прошло много лет. (16) Но я и теперь, через время, вижу тот пасмурный день и сияние золотого вербового куста.
(17) Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополевые, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них — неезженая дорога, — всё это зябко и сыро. (18) А рядом — малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (19) Символ весны и жизни в ненастном дне.
(20) Всё это было давно. (21) Но так хорошо помнится! (22) А теперь ещё и картина висит, тоже светит.
(23) Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику. (24) Он, видно, запомнил. (25) Через столько лет, но написал картину. (26) Значит, и ему легло на душу. (27) Хотя что тут особенного? (28) Просто пасмурный день и золотистая верба. (29) Но помнит сердце...
(30) Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. (31) У каждого — своё.
(32) Память детства, один из обычных дней. (33) Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка. (34) Тёплые руки, доброе лицо. (35) Волна любви. (36) Она проходит, но остаётся.
(37) А вот — малое дитя в колыбели. (38) Ещё несмышлёное, что-то лепечет. (39) Тянет руки к тебе, а глаза — такие счастливые. (40) Когда это было, господи. (41) Как давно.
(42) Или — жёлтые листья у тополя, их мягкий ковёр. (43) Это — осень. (44) Цветущий вербовый куст по весне. (45) Чей-то светлый лик.
(46) Есть рассказ ли, притча о ночном далёком огне, который впереди. (47) Он зовёт, он скрашивает, сокращает путь, особенно во тьме.
(48) Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало. (49) Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, ненастные дни.
(50) Так и живём, так и плывём: от огня к огню.
(По Б. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — прозаик и публицист.
Сочинение
Предложенный текст Б. Екимова интересен прежде всего тем,
что в нём поставлен вопрос о том, что в жизни каждого человека встречаются минуты, память о которых сохраняется в сердце на долгое время. И неважно, что это: встреча с небольшим вербовым кустом в ненастный весенний день, тёплые руки матери, детская улыбка. Главное, чтобы это событие не прошло незамеченным. Автор восклицает: «Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. У каждого — своё».
Чтобы сделать данную позицию максимально убедительной, Борис Екимов обращается к миниатюре В. Г. Короленко «Огоньки»: «Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла. Но всё-таки. всё-таки впереди — огни!..» Действительно, если в твоей жизни есть эти самые огоньки, значит, она не бесцельна.
К памяти сердца, к незабываемым минутам жизни своих героев обращаются писатели. Достаточно вспомнить две встречи Андрея Болконского с дубом, благодаря которым Лев Толстой раскрывает изменение жизненных установок своего любимого героя, его мировоззрения. Эти встречи остались в памяти князя Андрея и в памяти читателей романа.
Моё же сердце хранит встречу с памятником-ассамблеей «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, куда я ездил (ездила) вместе с родителями, когда учился (училась) в младших классах. Исполины-воины словно вырастают из самой земли и охраняют нашу Россию. Я запомнил (запомнила) эту встречу навсегда.
Б. Екимов заставляет каждого задуматься о том, что важные мгновения и минуты в жизни никогда не проходят бесследно.