A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому по тексту Д. Гранина

Текст

(1) Причуды Времени давно интересовали автора. (2) Маленькие дети, например, как заметил автор, плохо чувствуют время. (3) Ощущение его растёт и обостряется с возрастом, и к старости — чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.
(4) Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5) Спицы позвякивали в её руках. (6) Петля цеплялась за петлю. (7) Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8) На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9) А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова. (10) Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела — и время, которое вдруг кончилось. (11) Оно явно остановилось вместе с сердцем — стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки.
(12) Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13) Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14) Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15) От чего это зависит? (16) Насыщенность? (17) Но есть ли тут связь?
(18)    Когда время не замечаешь, — когда много дел или же когда отдыхаешь?
(19)    Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью. (20) Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит.
(21) Люди деловые, организованные уверяют, что они — хозяева Времени. (22) Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23) Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24) Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25) Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26) Не время расписано, а человек расписан. (27) Время командует. (28) Гончие Времени мчатся по пятам.
(29) Каждого человека можно представить как потребителя времени. (30) Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31) И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32) Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (33) Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. (34) Время — это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35) Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (36) Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37) Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38) Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39) И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.

(По Д. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — писатель, киносценарист, общественный деятель.

Сочинение

Что такое сила времени? В современной жизни человек контролирует время, или, наоборот, время человека? Вот та проблема, которую ставит Даниил Гранин в своем тексте. Автор утверждает, что «проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней». Важно учить человека грамотно распоряжаться своим временем.
Время всегда угнетало человечество своей быстротечностью. Об этом писали ещё до нашей эры Сенека и другие древнеримские философы, писатели и поэты. Стремительность времени сейчас только возрастает. Но время — это единственное, чего никогда нельзя вернуть. Может быть, поэтому Даниил Гранин, осознавая его ценность, пишет это слово с прописной буквы, а также советует читателю относиться к Времени как к богатству.
Размышляя о времени и его течении, хочу обратиться к известному рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека», главный герой которого, Андрей Соколов, с честью вынес испытания времени. В годы Великой Отечественной войны Андрей Соколов потерял самых близких людей, семью. Герой стал одинок, но время не смогло изменить внутренний стержень героя: не отняло у него чувство собственного достоинства, чести, любви к людям, поэтому после войны Андрей Соколов в маленьком сироте Ванюше нашёл родственную душу.
Замечаю ли я бег времени? Безусловно. Особенно, когда читаю интересную книгу, смотрю захватывающий фильм, играю в компьютерную игру. Оглянешься, а времени на это уже нет, пора заканчивать.
В заключение хочу добавить, что важно не только правильно распределять, но и уметь ценить своё время.