Текст
(1) У каждого поколения есть причины сетовать на своё время и потому, что благословенных времён у истории не бывает, и потому, что чаще всего благословенными кажутся чужие времена. (2) В переломные периоды особенно обостряется массовое чувство обделённости, а вместе с ним — и тоска о золотых веках, в которых посчастливилось жить предшественникам. (3) Между тем последние вовсе и не подозревали, что им несказанно повезло и что они станут объектами зависти для потомков. (4) Как раз наоборот, завидовали [.] поколениям. (5) Вспомним хотя бы В. Г. Белинского, мечтавшего увидеть Россию через сто лет, то есть аккурат в 1941 году! (6) Человечество в некотором смысле разрывается между ностальгией по «счастливому прошлому» и мечтами о «светлом будущем».
(7) Сегодня многие россияне хают доставшуюся им жизнь, и не без оснований. (8) Власть предержащие и партии, стремящиеся стать таковой, предлагают народу себя в качестве символа веры и пастырей, знающих кратчайший путь к счастью. (9) Они обещают быстро сделать то, что требует немало времени по определению, независимо от наличия или отсутствия принципиальной возможности выполнить это обещание. (10) В конечном счёте это — призыв к терпению и ориентации на грядущее. (11) Историку в отличие от политиков нечего предложить обществу в утешение, разве что кошмары минувшего века, по сравнению с которым нынешние горести могут показаться не столь безысходными. (12) Правда, XX век памятен и другими явлениями, достойными сбережения и необратимого воплощения в действительность. (13) Их утрата вызывает только сожаление.
(14) Однако люди уже не хотят жить ни благостным прошлым, ни обетованным будущим. (15) Они хотят просто жить — без войн, потрясений и нищеты.
ВАРИАНТ 10
99
(16) Жить сейчас, в каждую единицу времени, в каждом участке пространства, в каждом закоулке человеческого бытия. (17) Это нисколько не мешает их стремлению познать свою эпоху и, конечно, заглянуть вперёд, через годы, десятилетия, века. (18) Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.
(По В. Дегоеву*)
* Владимир Владимирович Дегоев (род. в 1951 г.) — политолог, историк.
Сочинение
Как же соотносится прошлое, настоящее и будущее? На какие свободные размышления об историческом процессе имеет право человек? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями. Автор размышляет о том, что нет идеальных исторических эпох, что в каждую эпоху есть как потери, так и приобретения. В качестве доказательства своей мысли В. Дегоев опирается на известную мысль литературного критика начала XIX века В. Г. Белинского, который в 1841 году мечтал увидеть Россию через 100 лет. Мы знаем, что 1941 год явился страшным временем в истории нашей страны — началась Великая Отечественная война, в результате которой погибли миллионы людей. Также историк В. Дегоев обращается к характеристике ХХ века, который рассматривается им как эпоха сложная, противоречивая, но значимая в истории страны. Автор убеждает нас, что нет идеальных исторических периодов.
Недавно я перечитал (перечитала) стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», в центре которого — рассуждение о двух поколениях людей: о тех, кто победил в Отечественной войне 1812 года, и о поколении, которое живёт без цели, без приобретений и потерь. Вот слова самого поэта:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Иногда, следя за новостями, мне хочется воскликнуть: «Что за время, в которое мы живём! Так много несправедливости и насилия!» А потом я общаюсь со своими друзьями в соцсетях или кафе, иду в спортзал, катаюсь по ухоженному парку на велосипеде, смотрю интересные кинофильмы и восклицаю: «В какое интересное время я живу!»
В заключение вновь обращусь к тексту В. Дегоева, который написал, что важно «жить сейчас, в каждую единицу времени, в каждом участке пространства, в каждом закоулке человеческого бытия».