A+ A A-

ОБРАЗНАЯ ПРИРОДА СЛОВЕСНОГО ИСКУССТВА

Художественная литература наряду с музыкой, живо­писью и т. п. является одним из видов искусства. Сло­во «искусство» многозначно, в данном случае им назва­на собственно художественная деятельность и то, что является её результатом (произведение).

В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определённое идей­но-эстетическое содержание.

Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в каче­стве единственного материала слова и конструкции че­ловеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Функции искусства:

  • • Эстетическая — воспроизведение действительнос­ти по законам красоты, формирование эстетическо­го вкуса.
  • Социальная — идейное воздействие на общество, преобразование социальной реальности.
  • • Компенсаторная — возврат душевного равновесия, решение психологических проблем, «уход» от серой по­вседневности, компенсация недостатка красоты и гар­монии в жизненных буднях.
  • • Гедонистическая — способность искусства прино­сить удовольствие человеку.
  • • Познавательная — изучение действительности и анализ её при помощи художественных образов.
  • • Прогностическая — прогнозирование и предугады­вание будущего.
  • • Воспитательная — формирование личности чело­века.

Художественный образ — это форма отраже­ния действительности в искусстве; любое явле­ние, творчески переосмысленное и воссозданное автором в произведении.

Художественный образ неотделим от своего реального прообраза, художественно переосмысленного автором. Он отражает взгляды писателя на прообраз, помо­гает раскрыть особенности авторского мировосприя­тия. Будучи элементом или частью целого произведе­ния, может обладать относительной самостоятельностью (например, «алые паруса») и ёмкостью символа, мно­гозначностью трактовок; ориентирован на сотвор­чество читателя.

Художественный образ бывает авторским (вырастаю­щим из индивидуального видения художником мира) или традиционным (заимствованным из мифологии или мировой культуры).

По предметному содержанию различают образы:

  • героев (создают систему персонажей);  образ Пьера Безухова
  • природы;  природный пейзаж, го­родской пейзаж
  • предметов;  диван и халат Обломова
  • времени и пространства.  пути-дороги, ночи

По характеру обобщённости различают образы:

  • индивидуальные (автор­ские, неповторимые); образ Квазимодо в «Со­боре Парижской Богома­тери» В. Гюго
  • характерные (обобщён­ные, в которых отраже­ны черты, присущие мно­гим людям определённой эпохи); персонажи драм А. Н. Островского
  • типические (выражают об­щечеловеческие черты). Гобсек О. де Бальзака, Гамлет У. Шекспира
загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...