A+ A A-

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ А. С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» (1833 г.))

Жанр.

Философско-символическая по­эма.

История создания.

Произведение написано в пе­риод второй болдинской осени. В основе сюжета — одно из са­мых разрушительных наводне­ний в Петербурге, которое про­изошло в 1824 году.

Тема. Идея.

В произведении раскрывает­ся тема взаимоотношений «ма­ленького человека» (чиновник Евгений) и власти (Медный всадник — Пётр I). Они проти­востоят друг другу, но в то же время равнозначны, так как во­площают разные сферы истори­ческой жизни, имеющие равное право на существование. Поэто­му в поэме нет сюжетной одно- линейности и «одногеройности».

Образ автора или лирического героя (его мысли, чувства, переживания).

 «Как все, он вёл себя нестрого, Как вы, о деньгах думал много, Как вы, сгрустнув, курил табак, Как вы, носил мундирный фрак». (IV, 404)

Композиция (разви­тие чувств, идей или образов).

Во вступлении славится Пётр Великий и его «творенье» — Пе­тербург. Главный герой — чи­новник Евгений — беспокоит­ся о том, что с прибывающей реки сняли мосты и разлучи­ли его с возлюбленной Пара­шей, живущей на другом берегу.

Петербург оказывается под во­дой. Возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою Ку­мир на бронзовом коне» (памят­ник Петру I).

Параша и её мать погибли, ге­рой лишается рассудка. Прохо­дит год, и однажды, проснув­шись, Евгений живо вспоминает наводнение. Случайно оказав­шись у памятника Петру Вели­кому, Евгений в гневе грозит ему («Ужо тебе!..»). Этот бунт — кульминация поэмы. Но вдруг герою кажется, что лицо гроз­ного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев. Ев­гений бросается прочь, слыша за собой тяжёлый топот медных копыт. Всю ночь несчастный ме­чется по городу, спасаясь от по­гони.

Особенности рит­момелодики, темпоритма (система рифмовки, стихот­ворный размер, риф­ма и т. д.).

Поэма написана 4-х стопным ям­бом.

Язык художествен­ного произведе­ния (тропы, фигуры и др.).

«Медный всадник» — оксюморон в названии: мотив оживающей статуи.

Символическая образность: всад­ник — царь, конь — его народ и государство, змея в ногах — козни и злодеяния, мешавшие Петру; наводнение — не поток воды, а неконтролируемая сти­хия.

Связь с определён­ным направлением, течением.

Белинский первым предложил наиболее распространённое тол­кование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости.

Пётр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали не­винные частные люди. Позднее появились другие акценты в ин­терпретации поэмы.

 Кроме указания имени автора и краткой истории написа­ния произведения, анализа жизненных событий, темы, идеи и жанровой разновидности, а также других особенностей, следует обратить внимание на значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя, на об­щечеловеческую значимость стихотворения.

 Иногда возникает необходимость не просто проанализи­ровать одно лирическое произведение, а сопоставить два или несколько. В данном случае нужно обратить внимание на следующие особенности процесса анализа:

Общие символы, образы, ми­фологемы;

В сопоставляемых произведениях следу­ет искать точки сопри­косновения.

  • Общие символы, образы, ми­фологемы;
  • ключевые слова по сходству, контрасту, смежности, ассоци­ации, умозаключению.
  • Анализ композиции может показать об­щие черты между дву­мя произведениями.

Особенностью обоих может быть лирический зачин, созвуч­ный с финалом, или кольцевая композиция, или же стихотво­рения строятся на антитезе как основном приёме и т.п.

Чтобы сопоставление было целостным, сто­ит уделить внимание ритмической органи­зации стихов, а также принципам стихосло­жения, к которым при­бегают авторы.

В русском стихосложении со­храняются три вида:

  •  силлабическое;
  • тоническое;
  • силлабо-тоническое (наибо­лее характерное и распро­странённое в русской поэ­зии).
загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...