A+ A A-

Размышления о нравственном выборе человека во время войны (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Люди на своём жизненном пути встречают такие ситуации, когда они должны сделать выбор в пользу добра или в пользу зла. Как правило, в этих случаях человек берёт на себя ответственность или за собственную судьбу, или за судьбу тех людей, с кем свели его обстоятельства. Причём его поступок или принятое решение могут иметь далеко идущие последствия.

Есть ситуации чрезвычайные, когда необходимо срочно принимать решение. Но чаще всего такие решения бывают судьбоносными и зависят от того, как человек в целом воспринимает жизнь, – от его мировосприятия. Но, главное, от возникших обстоятельств. В любом случае участник событий должен иметь такие качества, как дальновидность, смелость, умение ответить за свои действия. Война обостряет и ситуации, и чувства людей.

Так, Андрей Болконский отправляется на «величайшую войну» (речь идёт о войне с Францией в 1805–1807 гг.) добровольно. Противоречивые чувства владеют им. С одной стороны, он как патриот и настоящий сын России должен защищать её интересы на международной арене. С другой – он, движимый мечтами о славе, подобной наполеоновской, желал бы для себя такой славы.

Но, как покажут события, не покровительства и защиты фельдмаршала Кутузова ищет Андрей Болконский в должности адъютанта. Старый князь Николай, воплощённый образ чести русского воинства, советует сыну не задерживаться в адъютантах, потому что это «скверная должность».

Отец князя Андрея боится за судьбу сына, для старика гибель его могла бы стать величайшей трагедией. Но больше всего князя Николая страшит бесчестье молодого Болконского, если тот поведёт себя «не как сын» старого воина и защитника России.

В случае смерти сына старику было бы «больно», а в случае неверного шага – «стыдно». И князь Андрей до конца остаётся верен заветам отца.

Находясь в Австрии, будучи участником событий после взятия французами Вены, он просит Кутузова отправить его в распоряжение Багратиона. Именно группировке Багратиона предписывалась героическая и трагическая миссия – задержать французов любой ценой, иначе изнурённая боями сорокатысячная русская армия Кутузова была бы окружена полутораста тысячами войск неприятеля и неминуемо была бы уничтожена. Армии Кутузова для сохранения дееспособности нужно было продержаться до прибытия основных сил из России.

Главнокомандующий уверен, что задача армии Багратиона – задержать неприятеля любой ценой – повлечёт за собой её гибель. От целостной группировки может в живых остаться лишь десятая часть. Но выбор Болконского однозначен: он должен быть на передовой, в центре событий, а не «сидеть в штабах и делать распоряжения». В кровопролитном сражении при Шенграбене он плечом к плечу с капитаном батареи Тушиным снимает орудия с позиции и отводит их. После победы на военном совете у Багратиона Болконский защищает Тушина, настоящего героя, которого хотели несправедливо обвинить в трусости и безответственности. А ведь только благодаря героическим действиям батареи Тушина была зажжена деревня Шенграбен; пребывающие там французы в панике оставили свои позиции. Исход сражения был решён в пользу русских.

В бою при Аустерлице Болконский со знаменем в руках бежит навстречу противнику, пытаясь увлечь своим примером отступающих русских солдат. Это подвиг, достойный славы. Тяжелое ранение и разочарование в Наполеоне отрезвляют его, разрушив его честолюбивые замыслы.

В войне 1812 г. Андрей Болконский, как и раньше, идёт дорогой чести: становится командиром полка в действующей армии. Именно в битве при Бородине заканчивается его славный путь патриота и героя.

На войне любимые герои Толстого совершают поступки высоконравственные, героические – те, в основе которых жертвенность и желание посвятить себя людям.

Прямодушный и честный Василий Денисов, желая наказать вора Телянина, попадает в немилость к вышестоящему начальству. Его младший друг, поручик Николай Ростов, передаёт государю Александру прошение Денисова о помиловании через генерала. Поступок этот мог бы дорого обойтись благородному молодому человеку. Он, младший чином офицер, осмелился побеспокоить просьбой таких высокопоставленных лиц во время событий, предшествующих заключению Тильзитского мира.

Пьер Безухов перед Бородинским сражением собирает и обмундирует на свои средства двухтысячный полк.

Семья Ростовых перед нашествием Наполеона на Москву спасает много раненых русских, обречённых на неминуемую гибель. Оставив имущество, Ростовы на своих подводах увозят этих людей от беды. Старый граф Ростов гордится своей дочерью Наташей, которая подвигла семью на этот поступок.

Другие действующие лица, те, которых не любит автор, – это антигерои, карьеристы и приспособленцы: Берг, Друбецкой, Жерков, Телянин. Их желание – «И награжденья брать, и весело пожить». Всю энергию они тратят на то, чтобы безбедно устроиться, найти покровительство влиятельных людей и безопасные, выгодные места на службе. Так, Друбецкой всеми путями хочет попасть в штаб Кутузова, Телянин пристраивается к службе по продовольственному снабжению армии, а Берг становится помощником начальника штаба – «место весьма приятное и на виду».

Все они, в своём тщеславии и эгоизме, гордятся собой, держатся самоуверенно и с чувством достоинства. Они считают, что их жизненная позиция самая правильная, а положение у них прочное и завидное.

Но не они, а любимые герои Толстого воплощают в характере и поступках идеалы писателя. Именно те люди составляют основу жизни, которые видят её смысл в единении с народом, в служении общим совместным целям.

 

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...