A+ A A-

Сочинение-рассуждение по «Песчаной учительнице» А. Платонова

Рассказ Андрея Платонова «Песчаная учительница» повествует историю двадцатилетнего педагога Марии Нарышкиной, оказавшейся в сложных условиях полностью занесенного песком среднеазиатского поселка.

В село Хошутово Мария попадает по распределению после учебы. Условия пустынного климата ей знакомы, потому что Мария выросла в астраханских песках. Но в Хошутово девушка впервые сталкивается с настоящими печалями. Здесь пустыня сломила дух крестьян — Платонов говорит об этом прямо. Они не способны ничего вырастить для своего пропитания, не могут заработать на прожитье. Люди рабски покорно снова и снова вычищают из поселка песок, трудятся, будто вьючные животные, втайне надеясь на помощь извне.

Тема ценности труда раскрывается перед читателями в произведении. Мария организовывает в селе посадку зеленых насаждений, систему орошения. Я прекрасно понимаю, почему голодное население Хошутово с большим уважением после этого стало относиться к учительнице: ведь она помогла им одолеть пески.

Люди, как и думала Мария, теперь пошли за ней, как за лидером. Ранее пустовавшая школа заполнилась местными жителями: как детьми, так и взрослыми. Они с большим вниманием слушали юного педагога и впитывали знания. Говорят, Андрей Платонов написал образ героини «Песчаной учительницы» со своей собственной жены. Будучи еще невестой, она надолго уезжала в деревню, боролась там с безграмотностью. Ее труд, как и труд литературной героини Платонова, принес много пользы.

Тема власти тоже затрагивается автором произведения. «Кто сильнее — тот и прав»: по такому принципу живут люди в пустыне. Идет борьба за еду и воду: в ней, увы, нет пощады. За три дня кони кочевников съедают все зеленые насаждения Хошутово — трехлетний труд Марии и ее сподвижников.

Вождь кочевников рассказывает учительнице о жестоких законах выживания в пустыне: «Кто голоден и ест траву родной земли — тот не преступник». Вождь честно говорит о том, что если населения в Хошутово станет больше, чем кочевников, они точно так же лишат их воды и пищи, прогонят последних в пустыню, на смерть: «Нечего делать, барышня». Мария выбирает путь миссионера: она едет преподавать культуру выживания среди песков кочевникам. Этим она хочет спасти русские поселения от разорения, примирить народы, выказать кочевникам свое уважение и милосердие. Начальник Марии Нарышкиной изумлен, он говорит о том, что хрупкая девушка способна управлять не только школой, но и целым народом.

Рассказ Платонова «Песчаная учительница» произвел на меня глубокое впечатление. В основном тем, что Мария осталась неравнодушной к спасению других. Таких бы людей да везде побольше!

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...