A+ A A-

В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве»?

«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём очень много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Верги­лия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других извест­ных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоёв произведения, основное направле­ние мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздо­ры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединённое только единой религией — православием, осуждает самовлюб­лённость и спесь местечковых властителей. Идеалом для автора является Киевская Русь, могучее, единое государство, способ­ное защитить своих подданных от различных внешних опасно­стей и заслужить опасливое уважение со стороны соседей. Сла­ва Русской земли закатилась как вечернее солнце, автор это очень хорошо чувствует и инстинктивно выражает понимание исторически неизбежного процесса угасания древнеславянского этноса. Грядёт ночь — период безвременья, беззащитности лю­дей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.

Такое объединение произойдёт лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского эт­носа родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.

Во времена же написания «Слова о полку Игореве» до этого было ещё очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные кня­жества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.

Человек, ищущий славы только себе, несмотря на всё своё благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесёт несчастье соплеменникам, потому что народная сила — в единстве, в понимании действительных интересов и целей раз­вития своего народа. Это основной пафос «Слова...», и он неиз­менен.

Доклад «В чём актуальность этого произведения в на­ши дни?»

В 1991 году распалась могучая держава — Союз Советских Социалистических Республик. Произошло это не по народной воле, а по келейному сговору лидеров трёх республик, укрыв­шихся в Беловежской пуще. Россия никогда не была парла­ментской страной, люди по большей части привыкли прини­мать происходящие во власти перемены как неизбежную данность, поэтому разрушение великого государства, вызвав резко негативную реакцию большинства населения, стало всё же реальностью.

Конечно, центробежные силы тоже были, и как раз на них опиралась новая власть. Однако большинство россиян, только начавших приобщаться к свободному волеизъявлению, всё ещё относились (многие и сейчас относятся) ко власти, как к чему-то неизбежному, на что нельзя повлиять. Такое отношение имеет очень давнюю историческую традицию, и её обязательно надо учитывать.

Можно провести такую аналогию: политически неопытные люди поверили трескучим фразам о «национальном самоопре­делении», как часто верят громким словам и обещаниям неко­торые подростки, которые не могут разобраться в причинах и следствиях и вынуждены происходящие в мире взрослых собы­тия рассматривать только с одной, внешней стороны. Теперь, когда количество людей во власти увеличилось пропорциональ­но количеству новых государств, и политики этих новых госу­дарств стали более самовластны в своих решениях, нежели это могло быть в рамках одной страны, они приложат все усилия, чтобы такой власти не лишиться.

Точно так же и в Киевской Руси каждый удельный князь мечтал быть полновластным господином, нимало не заботясь при этом о своих подданных. Желания таких князей, считающих себя обделёнными, сбылись, единая Русь раскололась на десят­ки мелких государств, враждующих между собой. Каждый князь думал уже не об опасности всей Русской земле, а о лич­ной безопасности и был готов ради расширения своего влияния губить тысячами своих подданных и призывать на помощь чу­жеземцев. Князь Игорь захотел прославиться и погубил свою дружину в бессмысленном набеге, половцы в ответ совершили несколько набегов, которые ещё больше принесли горя народу. За 70-80 лет до описываемых событий объединённые русские дружины несколько раз ходили в степь под предводительством Владимира Мономаха и вынудили половцев практически отка-4 заться от попыток совершать набеги на пограничные земли, на­против, они включили их в орбиту Русской земли, князья по­роднились с ханами и стали если не союзниками, то мирными соседями, где право сильного принадлежало безоговорочно рус­ской стороне. Когда же на Руси начались усобицы и сами князья стали просить половцев о помощи в междоусобных войнах, на­падения возобновились. Автор сожалеет о том, что самолюбие и гордыня князей, стремящихся к утверждению своей власти за счёт других привело к постоянному разорению многих русских земель. Силы истощались в мелочной борьбе и ещё полвека спустя независимые, но слабые княжества оказались лёгкой до­бычей монгольской армии Батыя.

Так и сейчас, веками складывающееся государство оказа­лось расколото, в результате чего забываются совместные про­шлые победы и утрачивается возможность братского сотрудни­чества. Попытки опереться в противостоянии с Россией на страны Европы и США на руку только последним, потому что дают возможность вмешиваться в дела, для них прежде недос­тупные, а усиленно апеллирующие к ним «свободные демокра­тические страны» невольно превращаются в заложников своих благодетелей и зачастую получают на своих территориях анало­гичные очаги напряжённости (Абхазия и Аджария в Грузии, Крым на Украине, русские районы в Прибалтике).

• Судьба лоскутного одеяла обычно незавидна: стоит только дёрнуть его посильнее, и оно распадается. В этом и состоит акту­альность «Слова...» в наши дни.

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...