A+ A A-

Н.А. Некрасов "Железная дорога" анализ стихотворения

Во второй половине XIX века в России усилился рост ка­питалистического производства. Это одновременно сопровож­далось порабощением простого народа. Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» наглядно и убедительно показывает, как каторжная работа строителей дороги вопло­тилась в новейшее экономическое чудо — железную дорогу между Петербургом и Москвой. В произведении есть эпиграф, представляющий диалог мальчика Вани с отцом, в ходе кото­рого выясняется, что заслуга строительства дороги приписы­вается графу Петру Андреевичу Клейнмихелю. Он в 1843— 1851 годах руководил постройком Николаевской (как перво­начально она называлась) железной дорогой.

Стихотворение обладало такой обличительной силой и остротой, что в мае 1864 года Совет главного управления по делам печати запретил включение произведения в очередной сборник некрасовских стихотворений. Тогда поэт пошел на хитрость. Он пометил «Железную дорогу» 1855-м годом на­писания. подчеркнув гем самым, что речь идет о прежних экономических отношениях, и воспользовался отменой по за­кону от 6 апреля 1865 года предварительной цензуры для журналов. Благодаря этому стихотворение было опубликовано в 10-м номере журнала «Современник» за 1865 год, что вы­звало недовольство властей и чуть не поставило под угрозу существование самого журнала.

В первой строфе стихотворения содержится поэтическая пейзажная зарисовка. Картина славной осени придает повест­вованию оптимистический зачин. Кроме того, она хороша са­ма по себе. В ней есть оригинальные поэтические находки. Например, неокрепший лед на речке метко сравнивается с тающим сахаром. Однако Н.А. Некрасову важна эта пейзаж­ная зарисовка прежде всего для контраста, чтобы показать, что в природе царит гармония («Нет безобразья в природе!»), а вот в общественных отношениях она как раз и отсутствует.

Лирический герой хочет открыть правду мальчику (а в его лице и всему молодому поколению). Так в произведении воз­никает образ царя-голода, который потом станет одним из ключевых символических образов в драме Л.Н. Андреева «Царь-голод». У Н.А. Некрасова царь-голод согнал людей на строительство железной дороги: «Многие — в страшной борьбе. К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе».

Оказывается, что дорога построена на народных костях. Чтобы усилить художественный эффект произведения, Н.А. Некрасов прибегает к фантастике: за поездом в лунную ночь бегут толпы мертвецов, рассказывая о том, как во время строительства дороги жили в землянках, боролись с голодом и цингой.

Самым обидным становится то, что этот подвиг строите­лей не оценили ни начальство, которое наживалось на грошо­вых заработках людей, ни неблагодарные потомки, пожинаю­щие плоды трудовых свершений своих братьев.

В стихотворении, таким образом, важно не только обличи­тельное, но и дидактическое начало. Лирический герой объяс­няет мальчику: «Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Благослови же работу народную И научись мужика уважать». От индивидуализированного при помощи ряда портретных деталей («губы бескровные», «веки, упавшие», «язвы на тощих руках») образа больного белоруса Н.А. Некрасов обращается к обобщенному образу русского народа: «Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту доро­гу железную — Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе».

В третьей главе разворачивается спор о том, кто является истинным строителем дороги. Перечисляя известные шедевры европейского искусства (Колизей, Собор святого Стефана в Вене, Ватиканский дворец, Аполлон Бельведерский), генерал говорит о том, что народ — это варвары, которые не могут породить выдающихся творений. Это дикое скопище пьяниц, способное лишь разрушать. Генерал просит показать ребенку светлую сторону события. В последней, четвертой, главе рас­сказывается об окончании строительства. Оказалось, что вме­сто жалования народ после работ остался еще должен началь­ству. Но добрый подрядчик «простил» недоимку и даже оказал строителям величайшую милость: выставил бочку ви­на. В последней строфе рисуется символическая сцена: народ выпряг лошадей и помчал по дороге купчину.

Гневно и обличительно звучит риторический вопрос в фина­ле: «Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..»

До какой степени цинизма нужно дойти, чтобы на исходе XIX века держать свой народ в рабской нищете? Вот какой во­прос возникает у каждого прогрессивно мыслящего человека после прочтения стихотворения. Н.А. Некрасов не питает ил­люзий о том, что положение народа в ближайшее время изме­нится. Наоборот, он проявляет глубокое знание экономических законов капиталистического общества и понимает, что эксплуа­тация наемного труда является одним из неотьемлемых усло­вий существования капитализма. Однако поэт не отступает от борьбы за народные права и обличает действия тех, кто виноват в нищенском положении простого рабочего человека.

Помимо художественного и социально важного аспекта стихотворение Н.А. Некрасова имело также и историческое значение. Поэт верно изобразил картину строительства желез­ных дорог в России, смертность среди рабочих на которой действительно была колоссальной. Некрасов был не единст­венным, кто поднимал эту тему в литературе того времени: в 1860 году Н.А.Добролюбов написал статью «Опыт отучения людей от пищи», в которой убедительно показал, как прогрес­сивное для страны дело строительства железных дорог реали­зуется на практике. Писатель отмечал, что рабочих не корми­ли по нескольку дней, на строительных объектах нет врачей и медикаментов, рабочих просто привозили в степь, даже не за­готовив для них предварительно никаких помещений. При этом Добролюбов подчеркивал, что колоссальная смертность на строительстве железных дорог не беспокоила ни подрядчи­ков, ни высшее руководство.

 

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 10 класс

    • А.А. Фет "Весенний дождь" анализ стихотворения

      Стихотворение «Весенний дождь» — типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ве­дущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Веду­щим мотивом здесь является свет («Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет»). Запоминается образ ку­пающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные коор­динаты...

    • А.А. Фет "Ива" анализ стихотворения

      В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя. Его восторженное состояние подчеркивают восклицатель­ные предложения: «Что за...

    • А.А. Фет "Какая грусть! Конец аллеи" анализ стихотворения

      Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи...» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело». Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим...

    • А.Н. Островский "Гроза" анализ произведения

      А.Н. Островский пришел в литературу, имея много ново­го, непривычного материала. Проработав несколько лет в Мо­сковском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и самодурство, совершались бесчестные сделки и...

    • А.П. Чехов "Вишневый сад" анализ произведения

      Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину. Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы. Примечательно, что герой сам себе дает характеристику. Выясняется, что со­стоятельным человеком он стал сравнительно недавно: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд...». Эта реплика...

    • А.П. Чехов "Ионыч" анализ произведения

      Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен. В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на главной улице. Образованность их выражается прежде всего в...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" анализ произведения

      «История одного города» — одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Ос­новными средствами сатирического обличения действитель­ности в произведении являются гротеск и гипербола. В жан­ровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Карась-идеалист" анализ произведения

      Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естест венное состояние общественног о устройства. Идеалистом М.Е. Салтыков-Щедрин называет карася...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Коняга" анализ произведения

      Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Медведь на воеводстве" анализ произведения

      Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве». Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркива­ется и в дальнейшем рассказе о...