A+ A A-

Н.А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда" анализ стихотворения

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасов пишет о социальном расслоении общества. «Па­радный подъезд» в нем выступает как символ государства. К подъезду все время приходят просители, лишь по торжествен­ным дням приезжают самодовольные люди, имеющие званье.

К начальству допускают не всех просителей. В дверях стоит швейцар, который отгоняет оборванную чернь. Н.А. Некрасов не случайно помещает в стихотворение развер­нутый портрет пилигримов: «загорелые лица и руки, Армянишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых». Портрет наглядно показывает те условия, в которых живут просители: нищета и непосильный труд. На лицах мужиков застыло «выраженье надежды и муки». Они богобоязненны (носят кресты, крестятся на церковь). Швейцара, не пустивше­го их на порог, они с их насущными проблемами не осуждают, говоря «суди его бог!», а сами лишь безнадежно разводят ру­ками и уходят.

Описанию несчастных странников Н.А. Некрасов проти­вопоставляет по принципу контраста портрет «владельца рос­кошных палат». В то время как убогие просители стоят у две­рей, сбив в кровь ноги от долгого пути к «парадному подъезду», тот, на кого они уповают», еще спит. И вообще он ведет праздный образ жизни, упиваясь лестью, волокитством, обжорством и игрой. Н.А. Некрасов гневно восклицает: «Во­роти их, в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру...». Чиновнику жизнь кажется вечным праздником. В преклонные годы он будет наслаждаться небом Сицилии и показной офи­циальной славой, которая на деле обернется проклятьем от­чизны.

В финальной части произведения художественное про­странство заметно расширяется. Частный случай чиновничье­го произвола перерастает в масштабную картину народных страданий: «Назови мне такую обитель, Я такого угла не ви­дал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?» — с такими словами обращается поэт к родной земле. Этот всеобщий народный стон перерастает в протяж­ную песню бурлаков на Волге. Волга в данном случае высту­пает как символ всей России. Образ народной скорби гипер­болизируется, разрастаясь до масштабов вселенской трагедии. Для этого Н.А. Некрасов сравнивает его с половодьем. В сти­хотворении встречается выражение «аркадская идиллия». Ар­кадия — это область в Древней Греции. По преданию она бы­ла населена беззаботными пастухами и пастушками. Н.А. Некрасову этот образ нужен был для того, чтобы под­черкнуть контраст между этой идиллией и тяжелым положе­нием народа в России.

В произведении много восклицаний и риторических во­просов, которые усиливают экспрессивное начало финала. Н.А. Некрасов видит, как всеобщая скорбь подавляет духов­ность русского народа, и искренне беспокоится о его даль­нейшей судьбе: «Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль судеб повинуясь зако­ну, Все, что мог, ты уже совершил — Создал песню, подоб­ную стону, И духовно навеки почил?..».

Прототипами образа «владельца роскошных палат» стали министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, которого впоследствии за зверства при подавлении восстания в Польше в 1863 году прозвали (Муравьев-Вешатель), и князь А.И. Чернышов, насаждавший при Николае 1 палочную дис­циплину в армии. Именно А.И. Чернышов доживал свою ста­рость в Италии. Стихотворение, написанное в 1850 году, сразу же подвергалось цензурному запрету. Впервые оно было опубликовано в 1860 году в газете «Колокол» в Лондоне. На родине поэта же оно к тому времени было широко известно в рукописных списках.

 

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 10 класс

    • А.А. Фет "Весенний дождь" анализ стихотворения

      Стихотворение «Весенний дождь» — типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ве­дущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Веду­щим мотивом здесь является свет («Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет»). Запоминается образ ку­пающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные коор­динаты...

    • А.А. Фет "Ива" анализ стихотворения

      В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя. Его восторженное состояние подчеркивают восклицатель­ные предложения: «Что за...

    • А.А. Фет "Какая грусть! Конец аллеи" анализ стихотворения

      Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи...» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело». Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим...

    • А.Н. Островский "Гроза" анализ произведения

      А.Н. Островский пришел в литературу, имея много ново­го, непривычного материала. Проработав несколько лет в Мо­сковском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и самодурство, совершались бесчестные сделки и...

    • А.П. Чехов "Вишневый сад" анализ произведения

      Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину. Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы. Примечательно, что герой сам себе дает характеристику. Выясняется, что со­стоятельным человеком он стал сравнительно недавно: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд...». Эта реплика...

    • А.П. Чехов "Ионыч" анализ произведения

      Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен. В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на главной улице. Образованность их выражается прежде всего в...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" анализ произведения

      «История одного города» — одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Ос­новными средствами сатирического обличения действитель­ности в произведении являются гротеск и гипербола. В жан­ровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Карась-идеалист" анализ произведения

      Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естест венное состояние общественног о устройства. Идеалистом М.Е. Салтыков-Щедрин называет карася...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Коняга" анализ произведения

      Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Медведь на воеводстве" анализ произведения

      Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве». Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркива­ется и в дальнейшем рассказе о...