A+ A A-

Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику —

высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.

загрузка...

Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использо­ванием старославянизмов, риторических восклицаний и вопро­сов, античной мифологии.

1) Жанровое своеобразие произведения. Ода — торжественное стихотворение, прославляющее какую-либо значительную лич­ность или историческое событие. Для оды характерна строгая логика изложения.

2)  Особенности композиции лирического произведения. Ода имеет трехчастную КОМПОЗИЦИЮ:

1- я    часть — поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед отечеством.

2-я    часть — прославление прошлых успехов страны, её пра­вителей; гимн современным просветительским успехам в стране.

3-я    часть — прославление монарха за деяния на благо России.

3) Особенности «штиля» оды. Ода написана «высоким шти­лем». Это произведение посвящено государыне, автор использует наряду с русскими словами церковно-славянскую лексику: утеха, пользуют, страиствах и др.

-   Как молодые люди могут прославить Россию? (упорным тру­дом)

-  Чем должна являться для человека наука, по мнению М.В. Ломо­носова? (отрадой, пищей для ума, помощью в трудных ситуаци­ях и др.)