A+ A A-

Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Гром»

Стихотворение Г.Р. Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека — его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек — царь Вселенной. Эти проблемы и рассматривают­ся поэтом в стихотворении «Гром».

Лирическое произведение Державина — гимн стихии, ода природе и Богу-Творцу. Для восхваления Творца поэт обращает­ся к классицистическому жанру оды, соблюдая её основные ка­ноны: особенности построения (каждая строфа состоит из деся­ти стихов, используемый размер — четырёхстопный ямб), употребление слов «высокого штиля» (церковно-славянская лек­сика, старославянизмы), сочетание абстрактных понятий с кон­кретными («колесница грома»).

Лирический герой разговаривает с природой и Богом один на один, вокруг него нет мира людей с их мелкими, ничтожными желаниями и страстями. Лирический герой один на один с вели­кой тайной Бога, он немного пророк, преемник «тяжёлой колес­ницы грома», он призван понять природу и рассказать об этом понимании людям. Лирический герой пытается проникнуть в глубинные тайны мироздания, узнать сущность Бога в религиоз­но-стихийном смысле, ведь перед нами сам Бог во всём его ве­личии и первозданности.

Стихотворение «Гром» построено при помощи кольцевой композиции. Вначале поэт говорит о грозности, величии ужа­сающей стихии, о страхе перед ней и заканчивает он также вос­торгом, восхвалением грозной стихии. Такая композиция позво­ляет понять, что гром — не только кара Божья, но и защита людей. Ритм стихотворению придают повторы слов, риториче­ские вопросы, восклицательные и побудительные предложения:

О гром! гроза духов тех гордых,

Кем колебался звёзд престол!

Используемая в стихотворении антитеза — контраст грозы и ясного дня — помогает понять, что в мире царит диссонанс, и пока люди не будут верить в Творца, среди них будет существо­вать дисгармония.

Использование в стихотворении возвышенной лексики (ха­ос, Творец, Бог), устаревших слов (порт, хлябь, перст), античных образов (зефиры) придаёт произведению торжественность. Цве­товая и звуковая гамма стихотворения создаётся благодаря мас­терскому использованию художественно-выразительных средств (цветовых эпитетов, красочных метафор, олицетворений), алли­тераций, ассонансов. Чтобы изобразить тишину, умиротворение, наступающие после грозы, поэт использует сочетание глухих со­гласных с сонорными:

Утихло дуновенье бурно,

Чуть слышен шум и серный смрад;

Пространство воздуха лазурно

И чела в злате гор горят.

Могущество природной стихии подтолкнуло поэта к раз­мышлениям о величии Бога, о безбожниках и верующих, а всё произведение заканчивается настоящим гимном грому. Поэтому гром можно рассматривать как метафорическое изображение явления воли Бога. Стихотворение Державина «Гром» настолько эмоционально, экспрессивно, настолько красочна изображённая картина грозы, что думается, именно гром — вестник Бога — был источником вдохновения поэта.

  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта (296)

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести временных лет» (421)

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» (503)

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских...

      Подробнее...

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха» (378)

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением...

      Подробнее...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (397)

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись —...

      Подробнее...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» (452)

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII —...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович» (606)

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (688)

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Садко» (491)

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц —...

      Подробнее...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (334)

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми...

      Подробнее...