A+ A A-

А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта

26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами, чтобы по­казать, что он тоже физически крепкий. Мать, всецело погло­щённая светскими развлечениями, практически не уделяла никакого внимания воспитанию детей. А если это всё же случа­лось, то оно проявлялось лишь в виде наказаний за непослуша­ние. Многие современники считают, что неуравновешенность и вспыльчивость характера поэта — следствие отсутствия мате­ринской ласки. Это подтверждает и тот факт, что ни в одном произведении поэт не упоминает свою мать. Познание просто­го народного русского языка пришло к мальчику от крепостной Марии Алексеевны — Иришки, которая вошла в наш обиход как няня Арина Родионовна. Была она великой мастерицей расска­зывать на распевный манер множество народных сказок и петь народные песни. Видимо, поэтому Пушкин в своих произведе­ниях отзывается о ней с большой теплотой, называя её то «бед­ной старушкой», а то и просто «мамкой». 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Царскосельского лицея, куда среди других 28 воспитанников был отобран А.С. Пушкин. Учебная жизнь началась.

Учебная программа была рассчитана на шесть лет. Обучение делилось на два курса — старший и младший, по три года каж­дый, с обязательными переводными экзаменами. Образование в лицее предусматривалось общее, но с преобладанием гумани­тарных дисциплин. По окончании учёбы род службы выпускни­ки выбирали самостоятельно.

  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта (296)

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести временных лет» (420)

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» (503)

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских...

      Подробнее...

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха» (377)

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением...

      Подробнее...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (396)

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись —...

      Подробнее...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» (452)

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII —...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович» (605)

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (687)

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Садко» (491)

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц —...

      Подробнее...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (334)

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми...

      Подробнее...