A+ A A-

Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге».

- Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях)

-  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст, прослеживается авторское отношение к изображаемому)

2) Особенности жанра. Баллада — стихотворение, лириче­ская песнь, в основе которой лежит историческое событие, пре­дание с острым напряжённым сюжетом.

3) Особенности сюжета баллады. Вот что писал сам А.С. Пушкин в одном из писем о том сюжете, который лёг в осно­ву баллады «Песнь о вещем Олеге»: «Товарищеская любовь старо­го князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

- О чём повествуется в балладе? (о смерти Олега от укуса змеи, выползшей из черепа мёртвого коня)

- Что поведал кудесник о жизни князя? (кудесник поведал, что князь примет «смерть от коня своего»)

• На чьей стороне поэт: «мудрого старца» или «могучего вла­дыки»? («мудрого старца», который знает не только реаль­ную жизнь, но и является пророком) Поясните свою точку зрения.

-  Перечитайте речь кудесника. Можно ли волхва сравнить с А.С. Пушкиным и его поэзией? Почему? (язык А.С. Пушкина также «правдив и свободен», как и речь волхва)

- Подберите контекстуальные синонимы к слову кудесник. («заветов грядущего вестник», «мудрый старец», «любимец бо­гов», «волхв»)

- Объясните значение слова вещий. (пророческий, много знающий) К кому в большей степени оно относится? (к ку­деснику) Прозвище Олега — «вещий» — относилось исклю­чительно к его склонности к волхвованию. Другими слова­ми, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лёг в основу ряда песен, легенд и преданий.

4) Образ князя Олега. Олег — разумный и справедливый вла­дыка, «могущий воитель», славной победой прославивший своё имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. «Вдохновенный кудесник» предсказывает князю Олегу будущее. Из его речи мы узнаём, что князя ждёт «дивная судьба», которой «завидует недруг». Олегу по­могает «незримый хранитель», поэтому «под грозной бронёй» он не ведает ран. Ни «синего моря обманчивый вал», ни праща, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. Но смерть при­мет он от коня своего.

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для Олега его конь — «верный слуга», участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время: Теперь отдыхай! Уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя.

Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоми­нает о своём верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет уви­деть он кости коня». Наступив на череп, князь иронически опро­вергает предсказание:

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

Но, оказывается, кудесник не ошибся:

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала.

Ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. А.С. Пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой», донёс до нас историю жизни и смерти «вещего» князя Олега, но и создал яркий, запо­минающийся образ и характер.

  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта (653)

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести временных лет» (858)

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» (996)

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских...

      Подробнее...

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха» (719)

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением...

      Подробнее...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (809)

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись —...

      Подробнее...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» (820)

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII —...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович» (1149)

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1245)

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Садко» (996)

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц —...

      Подробнее...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (634)

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми...

      Подробнее...