A+ A A-

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

1) История создания поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Со вре­менем А.С. Пушкин увлекается исторической тематикой, и в ча­стности эпохой и личностью Петра I, и пишет свою известную поэму «Полтава» в 1828-1829 годах.

2) Особенности жанра. Поэма  — лироэпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя; крупное сти­хотворное произведение с сюжетно-повествовательной орга­низацией.

Пушкин же в «Полтаве», обращаясь к историческим собы­тиям, утверждает: не слепая сила судьбы и случая играет ре­шающую роль в истории; для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и Кочубея существуют объективные, исторические и нравственные критерии. Верно, что вчерашний победитель может сегодня пасть; но обычно в истории это результат не роковой случайности, а скрытой за нею закономерности; исход борьбы в конечном счёте опреде­ляют нравственный облик борющихся сторон, их способность учитывать уроки истории, исторические и личные мотивы их поступков. Именно их Пушкин стремился раскрыть в своей поэме, где он показал, что поражение Карла XII под Полтавой явилось неизбежным следствием достижения русским наро­дом и государством исторической зрелости, следствием нрав­ственного превосходства Петра и его «птенцов» над Кар­лом XII и Мазепой, а не простым результатом игры судьбы, коварства и неверности людей, покорно следующих за побе­дителем. Не только в большом мире, в истории, по Пушкину, господствуют нравственные силы (а не слепая случайность). То же самое относится к малому миру — к личной жизни лю­дей. Не только как исторические деятели, но и как частные ли­ца люди, с его точки зрения, несут и перед собой, и перед дру­гими ответственность за свои поступки, а потому подлежат не только эстетическому, но и этическому, нравственному суду. Это одинаково относится ко всем персонажам «Полтавы» — не только к Петру и Карлу ХИ, но и к Мазепе, Кочубею, Марии и даже к ее не названному по имени жениху, отправленному Ко­чубеем гонцом к Петру. Таким образом, и историческая, и ча­стная жизнь героев вводится Пушкиным в «Полтаве» в широ­кую нравственную перспективу.

- Почему Пётр I был для Пушкина любимым историческим деятелем? За что в этот период творчества поэт ценит Петра? (А.С. Пушкин ценит Петра I как государственного преобразо­вателя, за его военные победы и др.)

- Какие реальные исторические события легли в основу поэмы «Полтава»? (Северная война, присоединение Украины к России)

3) Особенности сюжета поэмы. Сюжет произведения — по­следовательность изображённых в произведении событий.

-  Почему сватовство Мазепы воспринимается родителями Ма­рии как грех? (Мазепа крёстный отец Марии)

-  Каким образом судьбы героев поэмы и России переплетают­ся? (через сюжет произведения)

-  Какие две сюжетные линии переплетаются в поэме? (романти­ческая, любовная и эпическая, политическая, государственная)

-  Что является завязкой действия в поэме? (донос Кочубея)

4) Характеристика героев поэмы.

-  Кто главные герои поэмы? (Кочубей, Мазепа, Пётр I, Карл XII, Мария)

Образ Петра I

Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Пётр, а центральным эпизодом — Полтавский бой и пир после победы. Своё понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе русской истории Пушкин сформулировал в преди­словии к первому изданию поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствова­ния Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; ут­вердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведе­ния на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царём».

Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Пётр1, поступками которого движут интересы государства: «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, // Ог­ромный памятник себе».

Ясность и величие образа Петра, который Пушкин создаёг в «Полтаве», проясняет и логику наших размышлений о том, кто и почему остаётся в истории и памяти народной, и облегчает в этом плане задачу анализа произведения. И название поэмы, и эпиграф к ней, взятый из поэмы Байрона, ставят в центр внима­ния события исторические, а не частные: «Мощь и слава войны, как и люди, их суешые поклонники, перешли на сторону торже­ствующего врага».

Если выбирать главное в характеристике образа Петра, об­ращаем внимание на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен»; на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчёркивают стремительность, дер­зость, величие образа и напряжённость момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все дей­ствия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияю­щее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен — ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.

Пётр, «толпой любимцев окружённый», появляется как бы­линный герой, богатырь:

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь, Дрожит.

Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на под­виг: «...Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!» Местоимение «мы» вызвано живым участием, пережи­ванием происходящего и включает не только автора, но и чита­теля в переживание происходящего, наполняет сердце всякого исгинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра. Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и пока­зывает его благородство, великодушие. Великодушный — щед­рый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своём он угощает / Сво­их вождей, вовдей чужих...» Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торже­ство России. Появление Петра встречено восторженным лико­ванием, и сам герой «могущ и радостен», поэтому его образ вос­принимается читателем как светлый, радостный в поэме. Эпический герой выражает интересы целого народа. В Петре, как в былинном герое, народ видит засгупника, освободителя, с ним связывает будущее с фаны.

- Опишите Петра I, каким изобразил его Пушкин в поэме:

- Его внешность. («...Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Ьожия гроза».)

- Как характеризуют Петра его действия в связи с выступлени­ем против него Карла XII? (как мудрого, смелого, бесстраш­ного полководца)

- Как ведёт себя Пётр во время Полтавского боя? («И он про­мчался пред полками, могущ и радостен как бой. Он поле по­жирал очами».) Как такое поведение характеризует царя? (как яркую личность, бесстрашного военного полководца)

- Почему Мазепа не в состоянии постигнуть натуру Петра I? (потому что Мазепа ставит личные преимущества" выше госу­дарственных)

Образ Мазепы

В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) по­казывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобожде­ние своей родины, а как коварного властолюбца, на деле пре­зирающего и свободу, и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, даже назвав в рукописи свою поэму «Мазепа». В поэме Алек­сандр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной неза­висимости:

Без милой вольности и славы Склоняли долго мы главы Под покровительством Варшавы, Под самовластием Москвы. Но независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.

Сначала скажем о характере Мазепы, как одного из главных героев поэмы. Говорят: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история. Одна дума, сочинённая Мазепою и напечатанная в истории Бантыш- Каменского, сильнее рисует характер Мазепы, нежели все эпи­теты, данные ему автором поэмы». Итак, по мнению критика, Мазепа был патриот. Но разве таким представляет его история? Совсем нет! Все его действия нисколько не показывают в нём самоотверженной любви к Малороссии. История представляет в нём хитрого, предприимчивого честолюбца и корыстника, ко­торый готов был ничего не пощадить «для себя», обличает в нём характер, не совместимый с высокою любовью к отечеству. Пушкин понял совершенно и объяснил данный характер в сле­дующих сгихах:

Кто снидет в глубину морскую,

Покрытую недвижно льдом?

Кто испытующим умом

Проникнет бездну роковую

Души коварной? Думы в ней,

Плоды подавленных страстей,

Лежат погружены глубоко,

И замысел давнишних дней,

Быть может зреет одиноко.

Как знать? - Но чем Мазепа злей,

Чем сердце в нём хитрей и ложней,

Тем с виду он неосторожней

И в обхождении простой.

Как он умеет самовластно

Сердца привлечь и разгадать,

Умами править безопасно,

Чужие тайны разрешать!

С какой доверчивостью лживой,

Как добродушно на пирах

Со старцами старик болтливый

Жалеет он о прошлых днях,

Свободу славит с своевольным,

Поносит власти с недовольным,

С ожесточённым слезы льёт,

С глупцом разумну речь ведёт!

Не многим, может быть, известно,

Что дух его неукротим,

Что рад и честно и бесчестно *                    

Вредить он недругам СВОИМ;

Что ни единой он обиды

С тех пор, как жив, не забывал,

Что далеко преступны виды

Старик надменный простирал;

Что он не ведает святыни,

Что он не помнит благостыни,

Что он не любит ничего,

Что кровь готов он лить, как воду,

Что презирает он свободу,

Что нет отчизны для него.

Данный портрет, принадлежащий к лучшим местам поэмы, так верен, что почти на каждый стих можно привести подтвер­дительные события. Мазепа, выжитый польскими панами за во­локитства из Варшавы, где получил блестящее образование, принят Самойловичем в дом и был 6 лет учителем его детей.

После того гетман Самойловнч избавил его от Сибири за пре­данность Дорошенку, вывел его в люди и всегда отличал его. Но когда Голицын, любимец Софии, так неуспешно совершил без­рассудный поход свой против татар, то Мазепа, дабы угодить Голицыну и оправдать его, всю вину неудачи сложил на гетмана Самойловича, оклеветал его, сочинил донос и тем погубил сво­его благодетеля и его семейство; после сего купил себе у Голи­цына гетманство. Но когда упал сей вельможа, Мазепа не пре­минул донести Петру о взятках, кои брал с него Голицын, и разными происками, унижая других и выставляя только себя, при помощи Головкина, он вкрался в любовь государя и поль­зовался его неограниченною доверенностью, в которой Пётр уже позднее раскаивался. Чтобы завладеть сокровищами удало­го и для него опасного Палея, Мазепа зазвал его к себе, заклю­чил в темницу, а потом сослал в ссылку; чтобы погубить Мик­лашевского и Мировича, он заставил их с горстью казаков защищать крепости против сильных отрядов; требовал казни отца своей любовницы — Кочубея и Искры за справедливый на него донос. После того Мазепа соединяется с Карлом против Петра; но видя неудачу свою, опять обращается к Петру с пред­ложением предать Карла. Напрасно предполагать, что такие преступные действия клонились к освобождению Малороссии для её блага: он не имел того в виду и хотел сделать её незави­симою для себя, свою независимость хотел утвердить он, завла­дев Малороссией. Доказательствами послужит то, что он нико­гда не соблюдал выгод Малороссии и грабил её; что он не имел, да, кажется, и не старался приобрести народную любовь, и до того был нетерпим малороссиянами, что, вступая в гетманство, должен был ставить стрелецкий полк для охранения своей лич­ности и позже также содержал гвардию из заднепровской воль­ницы и волхвов. Самое «нечестное» сватовство его и связь с до­черью Кочубея Матроною (Мариею) — своею крестницею, родная сестра коей была за его племянником Обидовским, по­казывает, сколько он уважал мнение малороссиян, до чрезвы­чайности приверженных своим обычаям.

«Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, вы­держанный с начала до конца как резко отрицательный, заслу­живающий самого сурового приговора, в нём нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты». Такая оценка превращается в приговор одному из героев пушкинской поэмы, и в данном случае его вынес известный пушкинист Б.С. Мейлах.

- Опишите Мазепу, каким изобразил его А.С. Пушкин в «Полтаве»:

- Как ведёт себя Мазепа по отношению к Марии? (любит ее, но в то же время казнит её отца) Почему? (для Мазепы личные интересы превыше всего)

- Почему Мазепа предал Петра I? («Я слово смелое сказал. Сму­тились гости молодые — царь, вспыхнув, чашу уронил и за усы мои седые меня с угрозой ухватил. Тогда, смиряясь в бес­сильном гневе, отмстить себе я клятву дал...»)

- Как ведёт себя Мазепа во время Полтавского боя? (понимает, что Пётр сильнее Карла)

- Сравните отношение народа к Мазепе и к Петру, (народ лю­бит Петра и презирает Мазепу)

Образ Карла XII

Точен поэт* в изображении Карла XII. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведёт захватническую войну, у не­го нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых со­ображений. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл, Позиция Пушкина, его глубокий исгоризм особенно под­чёркнут в эпилоге. Оказывается, подлинную оценку событий и исторических лиц даёт сама история. Памятником Петру стала Полтавская битва: «Лишь ты воздвиг, герой!»

В поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл является лже1ероем. Легкомыслие и чесголюбие — отличительные черты его характе­ра. В сравнении с Петром особенно видно ничтожество Карла, которое в итоге признаёт даже его временный соратник Мазепа. Суетные, мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и потому лишь «мхом поросшие ступени / Гласят о шведском короле».

- Опишите Карла XII, изображённого в произведении:

-  Его внешность; («В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился»)

- Как ведёт себя Карл XII во время Полтавского боя? («Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки»)

- Сопоставьте поведение Пегра и Карла в момент боя. (выявле­ние ученического понимания проблематики произведения)

-  Кого из героев оставляет в памяти история? Почему? (выявле­ние ученического понимания проблематики произведения)

5) Художественные особенности поэмы «Полтава». Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая совре­менников, заключается в необычности жанровой формы, кото­рая складывалась тогда в творчестве великого поэта Пушкина. Время создания поэмы (1828-1829) совпало с эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с одной стороны, и с периодом господства нового, весьма своеобычного литератур­ного вида — романтической поэмы, с другой стороны. Как заме­чает Н. Измайлов, «поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами... В общем, она по жанру, по стилю, и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и ориги­нальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лирического начал.

Композиция поэмы объединила повествование об историче­ских событиях и историю отношения семьи Кочубея и гетмана Мазепы.

Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвяще­нии произведения Марии Волконской, имя которой заменено на Матрёна, и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью:

Тебе — но голос музы тёмной

Коснется ль уха твоего?

Поймёшь ли ты душою скромной

Стремленья сердца моего?..

Твоя печальная пустыня,

Последний звук твоих речей,

Одно сокровище, святыня,

Одна любовь души моей.

В создании художественных образов участвуют постоянные эпитеты, через которые выражается авторское отношение к ге­роям, Кочубей — «старый», «богат и горд», «богат и славен», «старец непреклонный», «несчастный» (3 раза), «безвинный» (2 раза); Мазепа «стар», «коварный», «старик» (2 раза), «злой старик», «гетман скрытный», «злодей» (3 раза), «Иуда», «старец» (4 раза), «мрачен», «тихой и угрюмый», «изменник», «ученик ца­ря», «святой невинности губитель», «любовник жестокий»; Ма­рия «младая», «робкая», «пугливая», «бедная дева», «краса черкас­ских дочерей», «дева робкая»; Пётр «гений», «прекрасен», «могущ и радостен» и т.д. Одновременно вместе с образами прошлого в текст входят автобиографически важные размышления о ссыл­ке и о палаче. Они отражают пребывание Пушкина в Михайлов­ском, когда он и ознакомился с потрясшими его поэмами «Вой- наровский» Рылеева и «Мазепа» Байрона, со стихами о Кочубее и его обольщённой дочери. Кроме того, в поэму органично включены раздумья поэта о своенравии и о славе, придавшие «Полтаве» субъективно-лирическое звучание. Приведём приме­ры отдельных отрывков из поэмы. Вот как мы узнаём о негодо­вании Мазепы: Но как он вздрогнул, как воспрянул, / Когда пред ним внезапно грянул / Упадший гром!.. Вот как описана укра­инская ночь: Тиха украинская ночь, / Прозрачно небо, звёзды блещут... Становится очевидным, что на первый план выходит личность поэта, и мы не иначе, как через неё, всё принимаем и понимаем. Все приведённые цитаты свидетельствуют о лириче­ской активности позиции поэта в качестве субъективно настро­енного повествователя. Между тем внешний мир: усадьба Кочу­бея, место казни, участие в событиях Мазепы, ожидание битвы и само Полтавское сражение — представлены объективно, изо­бразительно подробно, описательно:

Богат и славен Кочубей,

Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами.

И много у него добра:

Мехов, атласа, серебра

И на виду, и под замками.

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки.

В строях ровняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

...И вот,

Идут они, взошли. На плаху. Крестясь, ложится Кочубей. Как будто в гробе тьмы людей Молчат. Топор блеснул с размаху, И отскочила голова... Свершилась казнь. Народ беспечный Идёт, рассыпавшись, домой, И про свои заботы вечны Уже толкует меж собой.

Здесь детали создают эпическую картину мира и исторические образы участников событий. Автор-повествователь при этом как бы остаётся сторонним наблюдателем, стремящимся к объективности и точности. Между тем данная эпическая объективность дополняет­ся психологической характеристикой героев и самого автора:

Не столь послушно, не слегка,

Не столь мгновенными страстями

Пылает сердце старика,

Окаменелое годами.

Упорно, медленно оно

В огне страстей раскалено...

В эпически объективное описание казни то и дело вторгают­ся эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и олицетво­рения, наполняющие повествование лирическим звучанием:

На нём гуляет, веселится

Палач и алчно жертвы ждет,

То в руки белые берет,

Играючи, топор тяжёлый,

То шутит с чернию весёлой.

Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бег­ство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное зву­чание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нём значительное место. Эпический повествователь время от вре­мени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию её родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей. В портрете Марии характеристики «преступница», «своенравная, гордая», «ужасная нагота» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отчаянный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в её судьбе. Монологи и диалоги героев со­ставляют значительную часть произведения: вторая глава практи­чески целиком состоит из разговоров Марии с Мазепой, Кочубея с Орликом, Марии с матерью. Автор то оставляет их без коммента­риев, то даёт собственную характеристику внутреннего состояния персонажей и окружающей обстановки. Мазепа, размышляя над доносом Кочубея: «В горести притворной / К царю возносит глас покорный»; в разговоре с Марией он «мрачен, ум его смущён жес­токими мечтами», «с невниманьем / Он хладно потупляет взор». Эпитеты притворно, хладный, сонный, мрачный, жестокий в дан­ном контексте содержат авторскую субъективную характеристику, свойственную лирическому роду. Лиризмом проникнуто описа­ние состояния Кочубея («печальный», «с сокрушением сердечным, отвращением томим», «страдалец горько вопрошает», «безвин­ный») и Искры перед казнью (он «тихий, равнодушный, / Как аг­нец, жребию послушный»). Итак, герои, выражая свои чувства и мысли, вместе с автором участвуют в создании у читателя опреде­лённого настроения, которое меняется в зависимости от отноше­ния к тому или иному персонажу или событию. Пушкин сохраняет на протяжении всего произведения активное использование ме­тафор. Именно образ Мазепы в поэме отличает «разработанность, психологическая насыщенность». Он противопоставлен Петру. В эпическом плане бывшие победы Мазепы не представлены, зато победа Петра описана во всех деталях. И Мазепа, и Пётр пируют в «Полтаве», но Мазепа «равнодушно», а Пётр «гордый, ясный, полон славы», потому и «пир его прекрасен». Именно посвящённые Пет­ру стихи наполнены «совершенством выражения», отличающим лирику от эпоса, в «Полтаве». Обилие эпитетов и сравнений, кото­рое уже отмечалось в портрете Марии, характерно и для создания образа Петра. В создании же конкретно-исторического образа петровской победы использованы эпические детали и подробно­сти. Сведение же в одном произведении исторической темы, изо­бражения событий прошлого и современного взгляда на них на­ходят выражение в сочетании эпического и лирического начал, как это и происходит в «Полтаве» Пушкина.

-  Какие художественные приёмы используются при описании украинской ночи? Почему? (используются эпитеты: тиха, спо­койно, передающие состояние природы и одновременно подчёркивающие состояние Кочубея перед казнью)

- Какие тропы используются при описании поэтом Полтавско­го боя? (метафоры) Как передаётся в тексте напряжение боя, его стремительность? (в тексте используются глаголы: колет, рубит, режет и др., передающие напряжение боя, его стреми­тельность)

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,...

    • Анализ «Повести временных лет»

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести временных лет» - поэтичность, автор...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февро­нии....

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха»

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма....

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович»

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3)   Как...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан...

    • Анализ былины «Садко»

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства: Где в...