A+ A A-

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило...»

Во время южной ссылки, отправляясь в 1820 году на военном бриге в Гурзуф, АС. Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило...», которая ознаменовала собой новый романтический период в творчестве поэта.

Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юно­стью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о бы­лом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:

И чувствую: в очах родились слёзы

ВНОВЬ; Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

Отсюда выбранный жанр лирического произведения — эле­гия, в которой грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни ра­дость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность друже­ских уз. Пафос стихотворения романтический: все мысли прихо­дят на ум лирическому герою ночью, вдали от родных мест. Природа, окружающая поэта, также романтична: это и море ноч­ное, и «послушное ветрило», и окутывающий водную гладь туман. Разрыв с прошлым не лишён сожалений, но в будущее поэт хотел бы взять с собой всё самое лучшее. Земля, отдалённый берег, ко­торый кажется лирическому герою в ночном сумраке, возрожда­ет надевду на счастье, любовь. Поэтому его не страшит ни «уг­рюмый океан», ни шум «послушного ветрила». Элегические мотивы произведения вызывают не томление и меланхолию, а тихую грусть, умиротворение.

Конкретно-реалистические детали переходят в обобщённо- символический план. Мечтания лирического героя не эгоистич­ны. Свою романтическую полноту они обретают на общенарод­ной национальной основе: характерна связь пушкинской элегии с песнями русского фольклора. Подобно песенной традиции Пушкин трижды повторяет строки:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан,

которые становятся своеобразным рефреном всего произведения. Поэт использует художественно-выразительные средства, харак­терные для романтического произведения: эпитеты («к брегам пе­чальным», «к пределам дальним»), метафоры («искатель новых впечатлений», «прежних сердца ран»), олицетворения («изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан»). А употребление пиррихиев создаёт спокойную, мелодичную интонацию, пере­дающую масштабность изображённой картины, её обобщённый характер, а также напоминает медлительность, напевность рус­ских народных песен.

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,...

    • Анализ «Повести временных лет»

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести временных лет» - поэтичность, автор...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февро­нии....

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха»

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма....

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович»

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3)   Как...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан...

    • Анализ былины «Садко»

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства: Где в...