A+ A A-

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1) История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». По­эма была написана в 1838 году под впечатлением реальных со­бытий, а также под влиянием романтической литературы и гру­зинской народной поэзии.

Романтизм — литературное направление, появившееся в За­падной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее рас­цвет в европейской и русской литературе в XIX веке, для которо­го характерны следующие черты:

-  Герой — одиночка, мечтающий о свободе, противопостав­ленный всем, не может обрести счастья в реальной жизни.

-  Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)

- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

2) Особенности жанра произведения. «Мцыри» М.Ю. Лермон­това относится к жанру романтической поэмы.

3) Роль эпиграфа в поэме. Эпиграф — короткий текст, пред­посланный художественному произведению, помещаемый перед текстом. Эпиграф выражает основную мысль автора, идею или настроение произведения, содержит авторскую оценку излагае­мых событий. Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лер­монтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна», но поэта такой эпиграф не удовлетворил. После прочтения поэмы мы поговорим о том, почему Лермонтовым был выбран эпиграф из Библии. Эпиграф взят из библейской ле­генды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не победит своих врагов, тот будет проклят и погибнет. Ио­нафан нарушил клятву. Он самовольно напал на врага и разбил его, и когда усталый возвращался домой, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели гла­за его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан ска­зал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду, и вот я должен умереть». Но народ освободил Ионафана за то, что тот спас Израиль.

4) Характеристика главного героя поэмы.

- Кто такой Мцыри? Расскажите его предысторию. Как главный герой очутился в монастыре? (Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». По­слушник — человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. В шесть лет он был взят в плен русским генералом, но ребёнок заболел и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая на восток, томим неяс­ною тоской по стороне своей родной».)

- Почему однажды Мцыри убежал из монастыря? (Мцыри тос­ковал по родине и мечтал о свободе)

-  Сколько дней провел герой на свободе? (три дня)

-  Что представляет собой основная часть поэмы? Почему? (центральная часть поэмы - это исповедь героя; такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже по­нять внутренний мир главного героя, его мечты)

- Какую главную мечту вынашивал в своём сердце Мцыри? (герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной»)

- Какие испытания выпали на долю нашего героя на свободе? Как он воспринял эти испытания? (встреча с шакалом и зме­ёй, с девушкой, с барсом, гроза в лесу и т.д.; комментирован­ное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются данные испытания героя, его чувства, переживания)

- Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провёл на воле? (Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей...)

- Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»? (В воде привольное житьё / И холод и покой... но Мцыри не устраивает покой: он мечтает о настоящей жиз­ни, полной борьбы, истинных чувств)

-  Какова последняя просьба главного героя?

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго эвдать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста... Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт...)

Мцыри — романтический герой, он одинок, мечтает о свобо­де, но не может её обрести, исключительный герой в исключи­тельных обстоятельствах.

5) Особенности композиции поэмы. Композиция художест­венного произведения — это построение данного произведения.

-  В чём особенность построения лермонтовской поэмы «Мцы­ри»? (повествование в поэме в основном ведётся от 1-го лица, перед нами исповедь героя)

-  Определите своеобразие конфликта в романтической поэме «Мцыри». Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художествен­ном произведении; противоречие как принцип взаимодейст­вия между образами литературного (эпического или драмати­ческого) произведения. Конфликт определяет идейную на­правленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определённость в противопоставлении другим образам.

(конфликт в поэме романтический — столкновение между мечтой Мцыри о свободе, о родине и реальностью, жизнью в монастыре)

-  Определить кульминацию поэмы, (схватка Мцыри с бар­сом) Кульминация — высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляются сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Всё развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении значительного объёма возможны несколько кульминаций.

6) Анализ образов-символов в поэме «Мцыри». Образ-символ — художественный образ, созданный писателем, имеющий симво­лическое (обобщающее) значение.

- Что Мцыри — главный герой — олицетворяет в произведе­нии? (Образ Мцыри максимально обобщён, герой находится на пороге выбора и делает его, совершив побег из монастыря. Он борется с судьбой.)

- Раскройте символическое значение образов: монастыря, гро­зы, старцев, (монастырь — символ тюрьмы, бессмысленности существования; гроза для Мцыри — символ свободной жизни, для старцев — символ Божьей кары; старцы — образ симво- личен: старцы по возрасту, по духу, по положению)

- В чём символический смысл всей поэмы? (Испытания, вы­павшие на долю Мцыри, выпадают в жизни каждого человека, поэтому поэма символ ична.)

7) Особенности ритма поэмы.

- Определите стихотворный размер произведения, (четырёх­стопный ямб)

- Проанализируйте высказывание И.С. Тургенева об особенно­стях ритма поэмы: «Весь ритм поэмы напоминает тот резкий стук, которым узник стучит в стену своей темницы...»

- Проанализируйте высказывание В.Г. Белинского о своеобра­зии ритма поэмы: «Этот четырёхстопный ямб с одними муж­скими окончаниями... звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звуч­ное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури ду­ха, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торже­ственное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!..»

  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта (653)

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести временных лет» (858)

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» (996)

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских...

      Подробнее...

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха» (719)

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением...

      Подробнее...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (808)

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись —...

      Подробнее...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» (820)

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII —...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович» (1149)

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1245)

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Садко» (996)

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц —...

      Подробнее...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (634)

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми...

      Подробнее...