A+ A A-

Анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1) История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий> и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифорови- чем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обра­щается к героическому прошлому страны, когда простой чело­век поднимается над обыденной жизнью и становится на­стоящим патриотом.

2) Историческая основа повести. «В «Миргороде» он (Н.В. Гоголь) столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не даю­щей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», — писал литератур­ный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорному: создавая такое историческое произве­дение, Гоголь не только внимательно изучал документально- исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исто­рических материалов, первенство следует всё же отдать фольк­лорным источникам. В центре внимания писателя эпоха на­ционально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стре­мился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «каза­ком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые со­стоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ на­рода-воина в повести неразрывно связан с образом народа- труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справед­ливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, ко­торого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, на­молоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукра­шивания, смягчения, затушёвывания особенностей эпохи, су­ровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский охарактеризовал значе­ние «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и даёт им бессмертную жизнь...» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъёма, в такую минуту, когда, — подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, — проверя­ется весь характер народа. Художник-историк запечатлел ге­роический народный характер.

3) Характеристика героев повести,.

Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свиде­тельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, по­ведение в бою. У Тараса было два взрослых сына: Остап и Анд- рий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», — говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командо­вание над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических харакгеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свобо­ду народа. Тарас Бульба — старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейско­го погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стари­ками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

-  Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя- патриота, защитника родной земли.)

- Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Буль- бы Запорожье — родной дом, поэтому, чтобы проверить сво­их сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)

-  Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не пони­мает её, поскольку для Тараса главное — быть настоящим вои­ном, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)

- Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса - родной дом.)

- Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к же­не? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».)

- Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими во­яками, казаками.)

- Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послал своих сыновей в киевскую бурсу.)

-  Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

- Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее това­рищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)

- Почему Тарас Бульба убиваег Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товари­щем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)

- Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)

- Какими основными чертами характера обладает Тарас Буль­ба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырём.)

Образ Остапа. Внешность, портрет: «..два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семина­ристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва». Отношение к учёбе: «...в первый год (из киевской бурсы) ещё бежал. Его возвратили, вы­секли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловеч­но, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, толь­ко после этого Остап начал заниматься. Характер: «Остап счи­тался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуж­дениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...» Юношеские мечты: мечтал стать на­стоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокров­но вёл бой, «мог вымерить всю опасность», в нём «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя». Отношение к това- ришесгву: до последней минуты своей жизни оставался настоя­щим товарищем. Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью. Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину.

Образ Андрия. Внешность, портрет: «...два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семина­ристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва». Отношение к учёбе: «Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...» Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем до­вольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобрета­тельного ума своего, умел увёртываться от наказания». Обладал тяжёлым и сильным характером. Юношеские мечты: с одной стороны, кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в одиночестве по улицам Киева. Поведение во время боя: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчиты­вать, или измерять заранее свои и чужие силы». Отношение к то­вариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном сча­стье. Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью.

- Как ведут себя братья во время битвы? (мужественно, храбро)

- Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

-  Почему Андрий изменил своим товарищам? (Андрий не смог видеть страдания своей возлюбленной.)

4) Особенности сюжета повести. Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

- Как начинается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (с описа­ния приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остана и Андрия домой)

- Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для не­го? (Для Тараса Бульбы важно, чтобы его дети были добрыми казаками, настоящими воинами и товарищами.)

- Как встречает мать своих детей? Что важно для неё? (Для мате­ри важно, чтобы её дети были здоровы и счастливы в жизни.)

- Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? (Тарас Бульба решаех тотчас отправиться со своими сыновьями в Запорожье, чтобы там они набрались разуму, ведь, по его мнению, только в Запорожской Сечи настоящая школа для казака.)

- Чем занимаются казаки в Запорожье? (Казаки изредка зани­мались в Сечи военным делом, но в основном их жизнь про­ходила в гульбе и пиршествах.)

- Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Се­чи? («Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».)

-  О чём мечтает любой настоящий казак? (Казаки мечтали о настоящем деле, где «можно было разгуляться, как следует, рыцарю».)

Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия).

- Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? (смело, но Ос­тап хладнокровен, а Андрий наслаждается музыкой пуль)

- Как происходит осада польского города Дубно? (Казаки ок­ружили город и ждали, когда его жители начнут сдаваться.)

-  Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? (согласился)

- Что поразило Андрия в осаждаемом городе? (голод, нищета, муки людей)

-  Где у казаков принимаются важные военные решения? (на общем совете)

-  Как ведут себя казаки в бою? (мужественно, храбро)

- Какую кончину казак считает самой славной? (во время боя)

- Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел сво­его сына Андрия во вражеском войске? («Я тебя породил, я тебя и убью!»)

- Чем закончилась осада города Дубно? (поражением казаков) 

Художественные особенности повести. Особенности жан­ра — повесть. Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаи­моотношения с другими персонажами. Роль пейзажа в произведе­нии: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя» Для изображения быта, жизни казаков писатель использует раз­личные художественно-выразительные средства: эпитеты, сравне­ния, гиперболы.

- Вспомните, чем повесть отличается от рассказа и романа. (Повесть — один из способов эпического повествования, больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.)

- Что такое пейзаж? (описание природы в художественном произведении)

- Как вы думаете, почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царём степи»? (выявление собственного ученического восприятия и понимания художественного произведения)

- Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола? (Эпи­тет — образное определение предмета, выраженное, как пра­вило, прилагательным. Сравнение — изображение одного яв­ления с помощью его сопоставления с другим. Гипербола — сильное преувеличение.)

  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта (616)

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести временных лет» (809)

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести...

      Подробнее...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» (949)

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских...

      Подробнее...

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха» (683)

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением...

      Подробнее...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (781)

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись —...

      Подробнее...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» (781)

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII —...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович» (1105)

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1210)

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII...

      Подробнее...

    • Анализ былины «Садко» (945)

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц —...

      Подробнее...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (612)

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми...

      Подробнее...