Хлестаков — тот персонаж комедии, которого чиновники приняли за ревизора. Автор особо обращает внимание на следующие черты Хлестакова: «несколько приглу- поват... пустейший... Говорит и действует без всякого соображения. ...не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста...Одет по моде». Хлестаков говорит отрывисто; речь подчас опережает мысль, часто говорит невпопад. Фразы обрываются довольно часто. Такая речь свидетельствует о неуравновешенном характере, о недостаточной степени образованности. Хлестаков постоянно врёт, и его ложь переходит все границы. Во взаимоотношениях с чиновниками города сначала несколько натянут, но постепенно всё больше смелеет и в конце, уже не задавая никаких вопросов, просто просит денег взаймы. В сцене соблазнения Хлестаковым Анны Андреевны и Марьи Антоновны раскрываются безнравственность героя: ему всё равно, с кем заигрывать. Таким образом, Хлестаков ничем не отличается от чиновников города. Чиновники настолько порочны, что не видят очевидного и поэтому принимают Хлестакова за ревизора. Герой олицетворяет в комедии следующие людские пороки: пустое бахвальство, пустоту, безнравственность, беспринципность, глупую мечтательность. Хлестаков так же порочен, как и чиновники, поэтому он является главным героем лишь для развития действия. Н.В. Гоголь: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был — смех».