A+ A A-

Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

1) Сборник И.С. Тургенева «Записки охотника» как цикл. Сборник И.С. Тургенева «Записки охотника» состоит из два­дцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Кали- ныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику не­скольких героев, картинки быта, пейзаж, зарисовки русской природы. Рассказы («Бежин луг», «Контора», «Гамлет Щигров- ского уезда» и др.) построены на определённом, иногда очень сложном сюжете. Наконец, в манере обострённой по действию новеллы выдержаны «Ермолай и мельничиха», «Бирюк» и осо­бенно «Стучит!». В этих произведениях сюжет основан на ост­рых и неожиданных происшествиях. Весь цикл рассказан охот­ником, который повествует о своих наблюдениях, встречах и приключениях. Гуманность рассказчика накладывает на пове­ствование «Записок охотника» характерный для этого писателя мягкий оттенок.

«Записки охотника» — эта своеобразная «энциклопедия на­родной жизни». В них была и тема мести угнетателям, насколько мог её коснуться писатель при Николае I, в них был и апофеоз великого жизнелюбия и талантливости русского народа, была в них и правда о недопустимо бедственном положении, с чем нельзя было больше смиряться. Эту-то правду писатель и считал «главным героем» своих «Записок охотника».

Кажется, здесь все герои порождены самой природой, её не­рушимыми законами, а не порочным обществом. «Записки охот­ника» начинаются с «физиологической» констатации разницы между типами мужиков соседних уездов, заканчивается же цикл своего рода типами русской природы, гимном во славу её, сим­волическим рассказом «Лес и степь». Для Тургенева природа — главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепечут статные оси­ны», «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы», да не­обозримая степь — это главные стихии, определяющие в «Запис­ках охотника» национальные черты русского человека. Это совершенно соответствует общей тональности цикла. Подлин­ным спасением для людей оказывается природа. Если в первом очерке-прологе повествователь просил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим при­знанием автора в любви к природе.

- Какую цель преследовал И.С. Тургенев, создавая «Записки охот­ника»? (показать незаурядность, одарённость крестьянина)

- Что объединяет все рассказы сборника? (образ рассказчика, общая цель)

 Кто является главным действующим лицом «Записок охотни­ка»? (люди из народной среды, не утратившие чувства собст­венного достоинства)

2) Особенности жанра произведения И.С Тургенева «Бирюк». Произведение «Бирюк» относится к жанру рассказа, малой фор­ме повествовательной литературы. Рассказ — небольшое художе­ственное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Основными признаками рассказа являются: ма­ленький объём; описание одного эпизода; характеристика одно­го события в жизни героя.

3) Характеристика героев рассказа «Бирюк». И.С. Тургенев нашёл новый подход к мужику: писатель нашёл в жизни наро­да значительность, общенациональный смысл. В «Записках охотника» сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая — с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тя­готеют к этим двум полюсам — «мёртвому» или «живому». Изо­бражая народных героев, Тургенев тоже выходит за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни.

Тургенев умел видеть красоту души мужика, и именно эта красота была главным аргументом писателя против безобразия крепостничества. Можно сказать, что «Записки охотника» от­крыли перед русским читателем новый мир — мир крестьян­ский. Иван Сергеевич с большой теплотой описывает крестьян, придерживаясь своего главного принципа — достоверности изображения. Он часто рисовал с натуры, его образы имели ре­альные прототипы.

- Назовите главных героев рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», (рассказчик, Бирюк, мужик) Охарактеризуйте каждого из них.

- Как живёт Бирюк? (очень бедно)

-  Как люди относились к Бирюку? (враждебно) Почему его так называли? (за нелюдимый характер)

-  Чем вызван нелюдимый характер главного героя рассказа? (образом жизни, занимаемым положением)

- Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отноше­нию к Бирюку? (отчаянием)

- Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (Бирюк пожалел мужика.)

-  Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравст­венной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюк: несмотря на то что он так же беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т.д.)

4) Роль пейзажа в рассказе. Пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев рассказа. Жи­вой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тур­генева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение её стихий: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфори­ческим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и ле­са, человека и степи. Живая Россия в «Записках охотника» дви­жется, дышит, развивается и растёт. В тургеневском сборнике по­этизируется готовность к самопожертвованию, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду.

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,...

    • Анализ «Повести временных лет»

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести временных лет» - поэтичность, автор...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февро­нии....

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха»

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма....

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович»

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3)   Как...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан...

    • Анализ былины «Садко»

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства: Где в...