A+ A A-

Анализ повести Л.Н. Толстого «Детство»

1) История создания повести Л. И Толстого «Детство». Изучая себя и окружающий мир, Л.Н. Толстой решил напи­сать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и полу­чила восторженный отклик у читателей. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».

2) Особенности жанра автобиографической повести. Авто­биография — повествование писателя о собственной жизни, ос­нованное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть — художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла. Произведение Л.Н. Толстого «Детст­во» относится к жанру автобиографической повести.

- Чем автобиография отличается от автобиографической по­вести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жиз­ни писателя; в автобиографической повести особую роль иг­рает художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)

- Каковы основные особенности автобиографической повес­ти? (наличие художественного вымысла, передача писатель­ских чувств, эмоций, мыслей)

3) Особенности повествования в повести «Детство». Пове­ствование в повести ведётся от первого лица. Три повести Тол­стого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это опи­сание ряда эпизодов его жизни — детских игр, первой охоты и первой влюблённости в Сонечку Валахину, смерти матери, от­ношений с друзьями, балов и учёбы. То, что окружающим кажет­ся мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании са­мого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспита­теля Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой под­робно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детст­ве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

4) Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева. Образ во многом автобио­графический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Тёп­лые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Лёвушку необычным играм, рассказывал ему и дру­гим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В пер­вой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счаст­ливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

-  Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? (Николеньке стало стыдно, так как он до этого крайне непоч­тительно думал о ней.)

-   Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести — Николеньку? (как человека вдумчи­вого, стремящегося разобраться в сути поступка)

-  С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? (с матушкой) остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слёзы мальчика, первая ре­шила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня не­доставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернув­шись, принял подарок, и слёзы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

- Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)

-  Охарактеризуйте Наталью Савишну. (добрая, чуткая, отзыв­чивая женщина)

-  Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от неё избавиться)

- Какие основные черты, по мнению Николеньки, характери­зуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертво­вание)

 

 

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,...

    • Анализ «Повести временных лет»

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести временных лет» - поэтичность, автор...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февро­нии....

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха»

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма....

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович»

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3)   Как...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан...

    • Анализ былины «Садко»

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства: Где в...