A+ A A-

Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общест­венный подъём. Многие русские писатели и поэты откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные про­изведения, в центре которых социальные проблемы. Так, НА Некрасов обращается к теме подвига жён декабристов, по­следовавших за своими мужьями в Сибирь и тем самым лишив­шихся социального и материального положения в обществе. В 1872-1873 годах выходят в журнале «Отечественные записки» две части поэмы НА Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская»), В этой поэме Н.А. Не­красов воспевает женщину из дворянского круга.

2) Особенности жанра. Произведение Н.А. Некрасова «Рус­ские женщины» относится к жанру поэмы. Поэма — большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произве­дение с повествовательным или лирическим сюжетом, основан­ное на сочетании повествовательной характеристики действую­щих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.

3) Особенности сюжета 1-й части полмы НА. Некрасова «Русские женщины» (Княгиня Трубецкая).

-  Как начинается эта часть поэмы? (с описания «на диво сла­женного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)

-  Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? («Но долг дру­гой, и выше и трудней, меня зовёт...»)

-  Что дочь просит у отца? (благословения в дальний путь)

-  Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызывать поступок дочери? (чувство гордости)

4) Особенности повествования в поме. Основная часть 1-й части поэмы (Княгиня Трубецкая) построена в форме диало­га мевду княгиней Трубецкой и губернатором, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

- Сколько времени провела княгиня Трубецкая в пути до встре­чи с губернатором? (почти два месяца)

- Как Н.А. Некрасов показывает, что путь княгини действитель­но очень тяжёл? (Поэт использует приём сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжила одна.)

- Почему лично сам губернатор встретил княгиню? (Губерна­тору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой.)

-  Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княги­ня немедленно должна вернуться домой? (Губернатор приво­дит множество доводов: и то, что отъезд дочери убил графа- отца; и то, что там, куда она едет, «восемь месяцев зима»; и то, что на каторге ужасная жизнь и т.д.)

- Почему княгиня Трубецкая на все доводы губернатора отвеча­ет отказом? («Но долг другой, и выше и святей, меня зовёт...»)

- Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге? (княгиня)

- Как вы думаете, почему НА Некрасов выбирает для своей по­эмы именно форму диалога? (через диалог лучше раскрыва­ется внутренний мир героев, их переживания, чувства)

-  Каков финал этой части поэмы? (Губернатор осознаёт мо­ральное превосходство княгини Трубецкой и обещает за три дня довезти её на место, даже если за это его снимут с долж­ности.)

5) Тематика некрасовской поэмы. Поэма «Русские женщины» НА Некрасова — о мужественном и благородном подвиге жён первых русских революционеров-декабристов, которые, невзи­рая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далёкую Сибирь, в суровые необжитые места их заклю­чения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжёлое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость. Лучшие душевные качества — сила воли, умение лю­бить, верность — вот качества, присущие героиням поэмы НА Некрасова «Русские женщины». Вся некрасовская поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая — княгине Волконской.

6) Характеристика героев поэмы.

Образ княгини Трубецкой. Княгиня Е.И. Трубецкая — одна из жён декабристов, последовавших за своими мужьями. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на её пути. Недаром цен­тральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пу­гающим княгиню ожидающими её лишениями:

Острожным жёстким сухарём

И жизнью взаперти,

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, её горячей готов­ностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, ис­полнение святого долга для неё выше всего сугубо личного:

Но знаю: к родине любовь Соперница моя...

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов по­казал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, по­скольку главная составляющая его — духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова — обобщённый образ, как и образы других жён декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, при­меры которого он видел в лучших людях своего времени.

-  Кого выбирает НА Некрасов в качестве главной героини для своей поэмы? (женщину-дворянку)

- Как автор относится к сшей героине? (восхищён ее поступком)

- Какими чертами характера обладает княгиня Трубецкая? (це­леустремлённость, стойкость, сила духа и др.)

-  Как вы думаете, почему НА Некрасов называет свою поэму «Русские женщины»? (Главное для поэта в поэме — показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.)

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,...

    • Анализ «Повести временных лет»

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести временных лет» - поэтичность, автор...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февро­нии....

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха»

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма....

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович»

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3)   Как...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан...

    • Анализ былины «Садко»

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства: Где в...