A+ A A-

Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1) История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина.

Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сати­рического творчества. Его обращение к сказочному жанру обу­словлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов XIX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась осо­бая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фан­тастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное ис­кусство эзопова языка.

2)  Особенности жанра. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отно­сится к жанру сатирической литературной сказки.

Литературная сказка — эпическое повествование, преимуще­ственно прозаического характера, с установкой на вымысел; от­ражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и показывает осо­бенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они — яв­ления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с ка­кими другими известными литературными и фольклорными сказками.

«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они на­писаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народ­ной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, форми­ровалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фанта­стика, образность народной речи, приём зоологических упо­доблений.

3) Характеристика героев сказки.

Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евгра- фович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков- Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так, гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать се­вера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не на­шли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог по­думать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?» — вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образов генералов важны художественные детали, которые также имеют гротеск­ный характер. Например, единственным предметом, напоми­нающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, — всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, — заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи гос­под появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, кото­рым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! — небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, бе­лыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернув­шись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали... в ка­значейство и сколько тут денег загребли».

- Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

- Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомыс­ленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ни­чего не знают и не понимают)

- Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на не­обитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

- Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что чело­веческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт»)

- Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

- Как повёл себя мужик, увидев генералов? (начал им прислу­живать)

- Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (му­жик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

- Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

Образ мужика. Само появление в сказке мужика фанта­стично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под го­лову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Му­жичину интересует, довольны ли господа генералы его усер­дием. Герой даже сам плетёт для себя верёвку, которой его по­том генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою гене­ралы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведе­ние мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иро­низирует над мужиком, называя его то «мужичиной- лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются аб­сурдными: «...начал мужик на бобах разводить, как бы ему сво­их генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жалова­ли и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о ге­рое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

4) Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым- Щедриным в своей сказке. Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различ­ные сатирические приёмы: гротеск, ирония, фантастика, аллего­рия, сарказм - для характеристики изображаемых героев и опи­сания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, гам родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных ру­башках, а на шеях у них висит по ордену», Салтыков-Щедрин вы­смеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к ко­фею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились, Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных жи­вотных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатириче­ские приёмы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Вы­смеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да нака­пливаются».

Сатира — вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.

Сатирические приёмы, которые используются М.Е. Салтыко­вым-Щедриным в своей сказке:

Гротеск — предельное преувеличение, основанное на не­обычном сочетании фантастического и реального.

Сарказм — едкое выражение насмешки.

Эзопов язык — особый язык, иносказание, с помощью кото­рого писатель выражает своё отношение к изображаемому.

Аллегория — иносказательное изображение предмета с це­лью выявить наиболее существенные черты. Гипербола - сильное преувеличение. Фантастика — способ изображения действительности в нере­альном виде.

Ирония — способ выражения насмешки. - Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,...

    • Анализ «Повести временных лет»

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести временных лет» - поэтичность, автор...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февро­нии....

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха»

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма....

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович»

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3)   Как...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан...

    • Анализ былины «Садко»

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства: Где в...