A+ A A-

Анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

1) Особенности жанра. Произведение А.П. Чехова «Хамеле­он» относится к жанру юмористического рассказа. В ранний пе­риод творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмори­стических рассказов, в которых смеётся над различными недостатками людей. Делая собственные произведения смешны­ми, писатель использует различные юмористические приёмы. Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмо­ристических приёмов.

Так, в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехов использует приём «го­ворящих фамилий», когда имя характеризует героя, отмечая ка­кую-либо, как правило, важную черту в облике или характере персонажа. Полицейский надзиратель имеет в произведении фамилию Очумелов, а рабочий купца Пичугина, которого уку­сила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соот­ветствует его полупьяному лицу. Комический эффект усилива­ется и благодаря несоответствию фамилии и той должности, которую имеет герой. Например, полупьяный Хрюкин является золотых дел мастером. Юмористичность придаёт рассказу и на­звание «Хамелеон», отражающее сущность полицейского над­зирателя Очумелова. Сама описываемая в произведении ситуа­ция является комичной: полупьяный Хрюкин гонится за укусившей его собакой, собирает вокруг себя толпу зевак, и тотчас появляется знающий толк во всех делах надзиратель Очумелов. О происшествии и последствиях читатель узнаёт из диалога действующих лиц. Речь персонажей также один из юмористических приёмов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиньш: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Соба­ка — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой ду­рацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очуме- лова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность. Значимым юмористиче­ским приёмом является художественная деталь — новая шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то надевает в зависимости от собственного состояния.

Используемые писателем юмористические приёмы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей, бранная речь геро­ев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации — всё это придаёт рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» комический эффект.

- Каким, на ваш взгляд, является рассказ А.П. Чехова «Хамеле­он» — сатирическим или юмористическим? Докажите свою точку зрения. (Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» является юмо­ристическим, так как писатель смеётся над глупостью отдель­ных людей.)

2) Основная тема чеховского рассказа. Тема хамелеонства является основной в юмористическом рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» и дана через забавное описание небольшого недо­разумения, произошедшего на базарной площади в один из рыночных дней. Писатель от души смеётся над людьми, ме­няющими свою точку зрения в зависимости от обстоятельств. Тема хамелеонства показана не только в изображённой юмо­ристической ситуации, но и раскрывается через речь персо­нажей. Узнав о том, что собака является собственностью гене­ральского брата, Очумелов говорит, умиляясь: «Ишь ты. Господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего се­бе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр.,. Сердится, шельма... цуцык этакий...» По­лицейский надзиратель готов заискивать не только перед гос­подами, но и перед их поваром и даже собакой. Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчинённым, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.

3) Особенности сюжета произведения. В основе сюжета рас­сказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. Обратим внимание, что значительную часть рассказа занимает диалог, описание со­кращено до минимума, похоже на ремарки. Рассказ можно пред­ставить как драматическое произведение — сценку. Действия в рассказе мало, рассказ статичен, внешних событий не происхо­дит. На первом плане не внешние, а внутренние события — коле­бания психологического состояния людей. Сюжет чеховского рас­сказа предельно прост: полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь, видит следующую картину: золотых дел мастер Хрюкин кричит на собаку, которая его укуси­ла. Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависи­мости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то над­зиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бро­сает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою го­лову идея, чтоб соврать...» Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствует о его при­способленческом характере. С одной стороны, герой хочет вы­служиться перед генералом, с другой — показать простому люду свою значимость. Речь идёт не только о наиболее ярком «хамеле­оне» Очумелове. Настроение толпы тоже постоянно меняется. Смешное, комическое в сюжете заключается именно в амплитуде колебания мнений. У Чехова же всего несколькими штрихами да­ётся зарисовка сонной площади — это и есть экспозиция. Завязка в эпизоде, когда сбитый с толку Очумелов произносит: «Кто кри­чал?» Кульминация как таковая в рассказе отсутствует. Очумелов, защищая «генеральскую собачку», чувствует свою силу и власть, поэтому в его речи преобладают восклицательные предложения с одинаковой структурой и угрожающей интонацией: «Я этого так не оставлю!», «Я ещё доберусь до тебя!»

- На чём основан сюжет чеховского рассказа «Хамелеон»? (на выяснении, кому принадлежит собака)

4) Характеристика героев чеховского рассказа.

- Кто является главными героями рассказа? (полицейский над­зиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин и др.)

- Какие фамилии имеют герои рассказа? Как это их характери­зует? Какой художественный приём используется здесь А.П. Чеховым? (А.П. Чехов использует приём говорящих фа­милий, когда фамилия героя является средством его характе­ристики.)

- Как речь персонажей рассказа определяет их характер? (Уча­щиеся самостоятельно приводят примеры из текста чехов­ского рассказа.)

5) Смысл названия рассказа. Название рассказа отражает сущность полицейского надзирателя Очумелова.

6) Роль художественной детали в рассказе, А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь — свидетельство художественного таланта писателя. Яркая деталь делает фразу более ёмкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя. Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очуме- лову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!» Здесь сни­маемое пальто — символ нервозности героя. Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает её: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только..,» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки ге­нералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнёс. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Над­зиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня паль­то... Что-то ветром подуло... Знобит...» Здесь пальто как бы помо­гает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто иная, с помощью данной ху­дожественной детали писатель характеризует персонажа. Худо­жественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в пси­хологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа.

- Какую роль играет в рассказе шинель-пальто Очумелова? По­чему Очумелов то просит надеть на него пальто, то снять? (В рассказе важна художественная деталь: новая шинель Очу­мелова, так как с помощью этой детали характеризуется со­стояние героя.)

7) Особености авторского замысла. Рассказ «Хамелеон» по­началу кажется очень забавным. Очумелов хочет создать види­мость добросовестной службы, когда идёт через базарігую пло­щадь. «За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Полицейский надзиратель пытается разобраться в «запутанном деле Хрюкина». «Он сотрясает» воздух, грозит «мерзавцам» штрафом, но вскоре узнаёт, что возмуїитель спокойствия — жалкая собачонка — принадлежит генералу Жигалову. Тут же Очумелов меняет тон, обвиняя полупьяного Хрюкина во всех грехах. Очумелов ещё не раз поменяет свою точку зрения, а читатели догадаются о внут­ренней буре, тревожащей полицейского надзирателя, по корот­кой фразе: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» или: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто...» Рассказ держится на живой ре­чи, преобладает диалог, своей речью персонажи выдают свой характер. Постепенно чувствуешь, что смех заменяется грустью: как же унижен человек, если он лебезит даже не перед генералом, а перед его собачонкой! Заканчивается рассказ, как и начинает­ся: Очумелов продолжает свой путь по базарной площади, только теперь он грозит не неизвестному хозяину собачонки, а Хрюки- ну: «Я ещё доберусь до тебя!» Кольцевая композиция рассказа помогает автору подчеркнуть основную мысль рассказа — для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными ми­ра сего. От них зависит его карьера и благополучие, больше его ничего не волнует. Но и Хрюкин не вызывает симпатии и сочув­ствия читателя. Развлечение этого полупьяного человека совер­шенно не подходящее к его возрасту. Скуки ради он издевается над беззащитным щенком. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни... Вздорный чело­век, ваше благородие!»

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 7 класс

    • А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта

      26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,...

    • Анализ «Повести временных лет»

      1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести временных лет» - поэтичность, автор...

    • Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

      1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февро­нии....

    • Анализ «Поучения Владимира Мономаха»

      1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за...

    • Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

      1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». - Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) -  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,...

    • Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»

      1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма....

    • Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович»

      1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3)   Как...

    • Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан...

    • Анализ былины «Садко»

      1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в...

    • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

      М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства: Где в...