A+ A A-

М.Ю. Лермонтов "Дума" анализ стихотворения

История создания.

Стихотворение было написано в 1838 году и напечатано в «Отечест­венных записках» за 1839 год, оно было включено в сборник «Стихо­творения М.Лермонтова», который вышел в 1840 году. Стихотворение «Дума» стало итогом размышлений поэта о своем поколении, начатых в стихотворениях «Монолог», «Поверь, ничтожество есть в мире...», «Бо­родино» и многих других. Некоторые мысли и строки непосредственно перешли из ранней лирики Лермонтова (стихотворения «Чаша жизни», «Он был рожден для счастья, для надсад...») в это произведение. «Дума» имела широкий резонанс в обществе и получила высокую оценку в критических статьях В.Г. Белинского. «Лермонтов вышел снова на арену литературы с стихотворением «Дума», изумившим всех алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти» — так писал критик о стихотворении Лермонтова «Дума».

Жанр и композиция.

«Дума» представляет собой особый поэтический жанр, привнесен­ный в русскую литературу поэтами-декабристами. Он связан с гражданско-патриотическими мотивами, как «Думы» К.Ф. Рылеева («Олег ве­щий», «Святослав», «Смерть Ермака» и др.). Лермонтов воспользовался этой уже сложившейся жанровой формой, но включил в нее не только гражданское, но и философское содержание, близкое философской элегии. Кроме того, здесь явно чувствуется и исповедальное начало, роднящее это стихотворение с лирической исповедью, так популярной у романтиков,

В соответствии с жанром «Дума» построена на основе развития мыс­ли: сначала высказывается тезис (1-е четыре строки), в котором автор от своего лица (используется форма 1-го лица единственного числа «я») говорит нелицеприятные слова о своем поколении. Эти начальные строки соотносятся с последними восемью, где также речь идет о буду­щем поколения, но уже как обобщение, в которое автор вводит и само­го себя, используя местоимение «мы». Так создается обрамление по смыслу, но включающее итог проведенного в стихотворении анализа  того, что составляет суть-соярем?иного поэту поколения.

Такое построение помогает наиболее адекватно выразить авторскую мысль. Вначале, говоря о своем поколении, поэт стремится к объектив­ной оценке, но, остро ощущая связь с современниками, он судит не только их, но и самого себя — отсюда переход к форме первого лица множественного числа:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом...

Однако позиция лирического героя неоднозначна: с одной сто­роны, пороки поколения — это его собственные пороки, но с дру­гой — лирический герой выступает как поэт, и как поэт он стоит выше своего поколения, имеет право судить о нем, давая беспри­страстный анализ главных пороков своих современников, определяя место своего поколения в истории России. Именно такая общая объ­ективная оценка от 3-го лица дается в первых четырех строках сти­хотворения:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В этих строках выражен тот тезис, доказательством которого служит все последующее развитие мысли стихотворения. Лермонтов как бы прослеживает всю жизнь человека своего поколения от рождения до смерти. Лишь в заключительном восьмистишии он вновь дает общую оценку поколению с точки зрения будущего, но здесь уже «я» и «мы» оказываются нераздельны.

Основные темы и идеи.

В этом произведении Лермонтов выразил драму своего поколения, затерянного на перепутьях истории. Условия николаевской России 1830-х годов сформировали гений Лермонтова, гордый и мятежный, даже о покое мечтающий только в «бурях». Но те же условия привели его поколение в состояние глубокого социального пессимизма, скепси­са, неверия в свои силы и возможности. Во многом эти черты поэт на­ходит и в себе самом, проводя в «Думе» беспощадный анализ своего по­коления и самого себя как его части.

Главная тема стихотворения — осмысление места и роли своего по­коления в истории страны, а его основная идея — пессимистическая оценка своего поколения как не исполнившего своей миссии в исто­рии, а потому это «потерянное» поколение. Эта мысль доказывается всем ходом развития размышлений лирического героя стихотворения, насыщенного высоким гражданским пафосом.

С первых же строк задается грустная тональность размышлений — только печаль может вызвать дума о судьбе своего поколения, по­скольку, с точки зрения поэта, у него нет будущего - оно «иль пусто, иль темно». Почему же так происходит? Для активного, деятельного духа лермонтовского лирического героя только такая оценка воз­можна тем, кто пассивен и нерешителен, бездействует, находясь «под бременем познанья и сомненья». В размышлениях над этим во- 122 просом сливаются гражданская и философская тематика. Почему для автора познание оказывается весьма сомнительным? Именно «бремя», а не радость познания отмечает поэт, потому что это по­знание не ведет к определению активной жизненной позиции, а лишь вызывает скепсис и сомнения во всем, Такое состояние тягост­но и для отдельного человека, но для поколения — это настоящая трагедия. Где же ее истоки?

Объяснение мы находим во втором четверостишии, где говорится об «отцах». Так в стихотворение входит тема отцов и детей, но рассмот­ренная не в личном, а в общественном плане, с гражданских позиций. Очевидно, речь вдет о том поколении, которое сформировало декабри­стское движение. Но для тех, чья юность пришлась на 1830-е годы, прежних идеалов уже не существовало; исторический опыт декабри­стов показал безрезультатность их попыток что-то изменить в россий­ской действительности. Более того, после взлета периода надежд и ожиданий наступило тяжкое разочарование, а в общественной жизни усилилась позиция консервативных сил. С этим связаны понятия «ошибки отцов» и их «позднего ума», то есть пересмотра своих прежних позиций.

Это вызывает размышление поэта о целях и смысле жизни. Оказы­вается, что поколение, пришедшее вслед за «отцами», утратило преж­ние ориентиры, а новых целей у него нет. В результа те жизнь их «то­мит», ощущается, «как пир на празднике чужом». Это сравнение очень ярко и живо рисует состояние неприкаянности поколения, утратив­шего основы жизни. Для Лермонтова жизнь без борьбы — это и есть увядание, а не расцвет, как должно быть в период молодости, полноты сил. Оно приводит к нравственному оскудению («к добру и злу по­стыдно равнодушны»), трусости и рабской покорности обстоятельст­вам. «Позорно-малодушными», «презренными рабами» называет сво­их современников Лермонтов. Эта уничижающая характеристика получает объяснение в последующих строках, где поэт рассматривает самые разные из возможных жизненных целей. Ни одна из них не может определить и сделать осмысленной, полноценной жизнь его современника: слишком рано ему довелось испытать разочарование. В результате все последующее становится уже скучным и ненужным. Не помогает сделать жизнь наполненной и интересной ничто: наука оказывается «бесплодной» и только «иссушает ум»; с I расти «осмеяны», потому что в подлинное чувство никто не верит; а «чаша наслажденья» уже пресытила их, как и «мечты поэзии, создания искусства», которые не М01ут вызвать настоящего «восторга» — от него сохранился лишь жалкий «остаток чувства», который к тому же оказывается «бесполез­ным кладом».

Как можно назвать такое состояние? Пожалуй, самое точное опреде­ление — «преждевременная старость души». Именно так характеризова­ли героев, подобных Онегину и Печорину. Ни одному из этих литера­турных персонажей, как мы знаем, не удается обрести счастье в любви. Но оказывается, что это общая болезнь всего поколения, которое и не­навидит, и любит случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

Если нет дороги к личному счастью, нет сил и желания обрести его, то возможно ли говорить о полноценности жизни? В ней нет даже мес­та для «роскошных забав» и «ребяческого разврата» предков. Что это то­гда, если не смерть? Именно этой мрачной мыслью завершается «об­зор» судьбы поколения:

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад,

В последней строфе подводится итог, угрюмая толпа современников будет скоро забыта потомками, которым они ничего не оставят — «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Даже более того, это по­коление «промотало» то, что ему досталось от отцов. Но остается все же надежда, что идущие за ними будут лучше и счастливее. Именно с по­зиции этих будущих поколений и звучит заключительная оценка:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Такова «грустная дума о нашем времени», как сказал о такой позиции Лермонтова Белинский. Итог поэтических размышлений кажется крайне тяжелым, но сама напряженность их звучания, сила граждан­ского неприятия такова, что вносит в стихотворение и настроение на­дежды на возможность в будущем преодолеть то, что не смогло сделать это поколение.

Художественные особенности.

Тематика и проблематика «Думы» определили ее высокий стиль. Его созданию способствуют лексические, синтаксические средства и даже выбранный размер: стихотворение написано шестистопным ямбом (александрийским стихом), который часто служит для создания пате­тических интонаций и обычно используется в оде. Этой же цели служит использование анафоры («И ненавидим мы, и любим мы случайно...»; «И предков скучны нам роскошные забавы...»; «И к гробу мы спешим без счастья и без славы...»), синтаксического параллелизма, рядов однород­ных членов. В то же время эти средства помогают сосредоточить вни­мание читателей на основных мыслях. Именно потому, что стихотво­рение строится как развернутое размышление, в нем так много существительных со значением отвлеченных понятий: познанье, со­мненье, бездействие и другие.

Кроме того, Лермонтов, доказывая свои идеи о судьбе поколения, использует развернутое сравнение поколения с «тощим плодом, до времени созрелым*. Эпитеты и метафоры также сосредоточены на характеристике основных черт поколения современников поэта и его отношения к ним (наука бесплодная, толпа угрюмая, насмешка горькая; «мы иссушили ум наукою бесплодной»).

Значение произведения.

Это произведение занимает в творчестве поэта особое место. На­писанное в пору жизненной и творческой зрелости поэта, это стихо­творение стало и обобщением его размышлений о своей стране, сво­ем поколении, итогом раздумий <о времени и о себе», и своего рода одром, из которого выросла целостная система его реалистического социальио-психологоческого романа «Герой нашего времени». Не­даром многие мотивы и темы «Думы» получают свое дальнейшее раз­витие в этом романе. В дальнейшем русская литература не раз об­ращалась к теме поколения, «героя времени», и стихотворение Лермонтова стало рассматриваться как одно из необходимых звень­ев в цепи развития общественной мысли и гражданского сознания. Продолжателями Лермонтова в этом направлении стали И.С. Турге­нев, написавший роман «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский в романе «Бесы», а в поэзии идеи гражданской оценки поколения выразил НА Некрасов, философскую глубину лермонтовских размышлений подхватил Ф.И. Тютчев.

 

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 9 класс

    • «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Бе Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года» анализ произведения

      История создания. Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечав­шихся ежегодно: Анне Иоаиновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Пет­ровне, Петру III и Екатерине II. Чтение од составляло часть празднично­го церемониала, поэтому правительство их заказывало. В каждой из них поэт развивал свои идеи, связанные с судьбами русского государ­ства,...

    • «Слово о полку Игореве» анализ произведения

      История открытия и публикации. Русская литература существует на протяжении десяти с лишним ве­ков. За этот долгий период она прошла несколько этапов развития, первый из которых охватывает ХІ-ХУІІ века. Письменные памятники, созданные в это время, принято называть древнерусской литературой. Она зародилась в ХІ-ХІІ веках в Киевской Руси. Древнерусская литера­тура - явление средневековой культуры, которая во многом...

    • А.С. Грибоедов "Горе от ума" анализ произведения

      История создания. «Грибоедов — «человек одной книги». Если бы не «Горе от ума», Гри­боедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места» — так считал В.Ф. Ходасевич, поэт Серебряного века и автор целого ряда литературно-кригических статей и исследований. С одной стороны, с его утверждением можно согласиться, ведь действительно в историю рус­ской литературы Грибоедов вошел как автор комедии «Горе от ума», хо­тя...

    • А.С. Пушкин "Анчар" анализ произведения

      История создания. Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впер­вые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Его тема­тика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяс­нения. В основу стихотворения положена легенда о смертоносном...

    • А.С. Пушкин "Евгений Онегин" анализ произведения

      История создания. «Евгений Онегин», первый русский реалистический роман, — самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную исто­рию создания, охватывающую несколько периодов творчества поэта. По подсчетам самого Пушкина, работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней — с мая 1823 г. до 26 сентября 1830 г., а в 1831 г. было написано еще «Письмо Онегина к Татьяне». Публикация...

    • А.С. Пушкин "К морю" анализ произведения

      История создания. Стихотворение стоит на рубеже двух периодов творчества Пушкина. Осенью 1824 года поэт вынужден был покинуть Одессу и переехать в 70 псковское имение своих родителей — Михайловское. Так закончилась его южная ссылка и началась новая. Именно там, в Михайловском, и было завершено стихотворение «К морю», начатое еще в Одессе. Это произведение принято считать последним «южным» стихотворением...

    • А.С. Пушкин "К Чаадаеву" анализ произведения

      История создания. Стихотворение написано в 1818 году- в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в иска­женном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда». ...

    • А.С. Пушкин "К***" ("Я помню чудное мгновенье") анализ произведения

      История создания. Стихотворение написано в 1825 году, когда поэт находился в ссыл­ке в своем родовом имении Михайловское Псковской губернии. Оно адресовано Анне Петровне Керн. История создания этого послания весьма интересна. Известно, что Пушкин действительно был увлечен Анной Петровной, знакомство с которой состоялось еще в 1819 году в Петербурге в доме приятелей Пушкина Олениных. Поэт был очарован...

    • А.С. Пушкин "Пророк" анализ произведения

      История создания. Стихотворение «Пророк» завершает период Михайловской ссылки Пушкина: именно его он везет с собой в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке «друзей, товарищей, братьев» в Сибирь, но его участь оставалась пока неясной: Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. Имеются сведения о том, что «Пророк» входил в цикл политических стихов, которые не...

    • А.С. Пушкин "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" анализ произведения

      История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредст­венным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотво­рение Державина «Памятник» (1795), получившее большую...